История

Город Соль-Илецк — административный центр Соль-Илецкого района, узел железнодорожных линий, курорт — расположен в 77 км к югу от Оренбурга, на реке Елшанке. Первая часть топонима указывает на местное природное богаство — соль, которую здесь добывали с незапамятных времен. Вторая часть — производное от названия реки Илек, которое можно перевести с башкирского как "дикая коза, сайгак". Город основан в 1754 г. как крепость. Первоначально назывался Илецкой Защитой (так же город назывался с 1935-го по 1945 несовременное название носит с 1865 г.

Еще до основания крепости местным месторождением каменной соли, расположенным у горы, которую казахи называли Туз-Тюбе — "соленая гора", заинтересовался первый оренбургский губернатор И.И. Неплюев. Он послал сюда экспедицию во главе с майором Кублицким. О несметных запасах соли было сообщено в Санкт-Петербург. Туда же были отправлены образцы соли, которые всесторонне исследовал великий русский ученый М.В. Ломоносов. В 1745 г. в Оренбурге было учреждено соляное правление, которое в 1828 г. было переведено в Илецкую Защиту.

В июле 1754 г. сотник Оренбургского казачьего войска Алексей Углицкий, которому соляной промысел был сдан в аренду на четыре года, построил на месте нынешнего города небольшое укрепление, обнесенное бревенчатой стеной, и дал ему название Илецкая Защита. Спустя двадцать лет, в феврале 1774 г., в Илецкую Защиту пришел отряд пугачевцев под предводительством Хлопуши. Он разорил крепость и увел с собой работавших на промысле ссыльных и солдат. В том же году крепость была восстановлена. А позже на вершине гипсовой горы был сооружен четырехугольный тюремный замок, превративший Соль-Илецк в императорскую каторжную тюрьму, действовавшую весь XIX в.

По специально проложенным трактам илецкая соль отправлялась в Самару. Нижний Новгород и Уфу, а оттуда по Волге, Оке, Каме, Белой развозилась чуть ли не по всей России. В 1867-м и 1900 гг. на Всемирных выставках в Париже илецкая соль была отмечена медалями. Окончание строительства железной дороги Самара — Оренбург в октябре 1876 г. позволило на сотни верст сократить перевозку соли. Теперь гужевым транспортом она перевозилась только до Оренбурга. За сто с лишним лет — с 1754-го по 1860 г. — добыча соли с 50 тыс. пудов возросла до 800-900 тыс. пудов. В 1881 г. она превысила миллион пудов. В 1905 г. было закончено строительство железной дороги до Ташкента, проходившей через Соль-Илецк, что свело гужевую перевозку соли на нет. В 1913 г. началась прокладка железнодорожной линии Илецк — Уральск. На всей трассе к 1918 г. было отсыпано земляное полотно, уложены шпалы, рельсы, построены мосты, станционные постройки. Но дорога так и осталась тогда недостроенной. В годы Гражданской войны почти все железнодорожные сооружения на линии Илецк — Уральск были разрушены. Только весной 1936 г. появилась возможность начать работы на этой трассе. Прокладка магистрали велась ударными темпами. Уже 7 ноября 1936 г. на линии началось регулярное движение поездов. Станция Илецк превратилась в важный железнодорожный узел. В послевоенные годы на руднике началось строительство новой высокомеханизированной шахты. В декабре 1964 г. она вступила в эксплуатацию и пребывает в ней и поныне. Сегодня соляной рудник, разработку которого ведет АООТ "Илецксоль", и железнодорожный узел — самые крупные предприятия города. Кроме того, в нем работают машиностроительный завод, выпускающий продукцию для сельского хозяйства, кирпичный завод, предприятия пищевой промышленности. В районе выращивают зерновые, масличные, бахчевые культуры, фрукты, ягоды, овощи. Разводят крупный рогатый скот, овец, коз, лошадей.

версия для печати