Выступления, интервью > Губернатор 

Выступление Губернатора Оренбургской области Ю.А. Берга на августовском совещании учителей

Дата: 22.08.2017

Дорогие коллеги!

Уважаемый Сергей Сергеевич!

Уважаемый Олег Поликарпович! 

Искренне рад приветствовать вас на традиционном областном педсовете, который мы ежегодно проводим в августе, чтобы подвести итоги прошедшего учебного года и определить главные задачи на предстоящий учебный год.

Планомерная работа Правительства области, антикризисные меры, успешно реализованные совместно с бизнес-сообществом и промышленниками региона, помогли преодолеть негативные тенденции последних лет. Сегодня по целому ряду ключевых для экономики Оренбуржья отраслей показатели растут. Это в свою очередь позволяет нам выполнять все обязательства государства перед гражданами. Россия была, есть и будет социально ориентированным государством. В этой связи образовательная сфера может служить прекрасным индикатором социально-экономического самочувствия нашего общества.

Финансирование областной системы образования ежегодно увеличивается.

За последние 7 лет в регионе введены в эксплуатацию 8 школ на четыре с половиной тысячи мест и 33 детских сада на три с половиной тысячи мест. 708 объектов были капитально отремонтированы. Для сравнения: в условиях относительного финансового благополучия «нулевых», с 2000 по 2010 годы, в Оренбуржье появилась лишь одна новая школа.

В области растет качество образования, активно развивается школьная инфраструктура. Сегодня 87% школьников области обучаются в современных условиях. С 2016 года, исполняя поручение Президента России, область реализует государственную программу по переходу школ на односменный график работы. Цель программы – создать 40 тысяч новых ученических мест, общий объем финансирования – более 16 миллиардов рублей.

1 сентября распахнет свои двери для учеников новая школа на 1135 мест в поселке Экодолье Оренбургского района. На конец 2017 года запланировано открытие двух школ такой же ёмкости в 19-м и 20-м микрорайонах Оренбурга, а также школы на 375 мест в селе Претория Переволоцкого района. Школьное строительство будет продолжаться так же, как и другие проекты укрепления образовательной инфраструктуры.

Так, по итогам 2016 года Оренбургская область вошла в тройку лучших регионов по реконструкции и ремонту спортивных залов в сельских школах.

Участие области в федеральной программе «Доступная среда» (с 2011 г.) позволило к 2017 году создать безбарьерную среду в 194 общеобразовательных организациях области.

Мы продолжаем укреплять материальную базу дошкольного образования. В 2016 году открыты 3 детских сада на 295 мест (г. Оренбург, п. Светлый Сакмарского района, п. Домбаровский Домбаровского района) и дошкольные группы на 40 мест в малокомплектной сельской школе (с. Ишалка Красногвардейского района). В настоящее время идет строительство детсада на 220 мест в Илекском районе (с. Илек) и детсада на 140 мест в Асекеевском районе (ст. Заглядино).

В целом система образования Оренбуржья работает в русле общероссийских тенденций и инициатив. Напомню, что в 2016 году в российском образовании началась реализация 5 приоритетных проектов, касающихся создания современной образовательной среды школы, развития онлайн обучения, обеспечения нового качества дополнительного образования, формирования современного кадрового ресурса и повышения конкурентоспособности отечественных университетов.

Это значит, что содержание образования сегодня совершенствуется на всех уровнях. И вы, уважаемые коллеги, находитесь на острие этой работы. Отмечу, что педагогическое сообщество региона верно прекрасному принципу – «Учитель – это тот, кто учит и постоянно учится сам!».

В течение прошедшего учебного периода 7400 педагогов Оренбуржья прошли аттестацию. Повысили квалификацию учителя математики, истории, физики. Проведена курсовая подготовка учителей географии, биологии, химии, информатики.

Реализован целый комплекс мероприятий по повышению квалификации учителей иностранного языка. В начале сентября 30 из них поедут учиться в образовательный Центр Республики Мальта, после чего станут тьюторами и возглавят работу муниципальных стажировочных площадок в этом учебном году.

Педагоги области активно пополняют информационный банк лучших уроков и педагогических практик в методическом электронном образовательном центре, созданном для учителей на базе Оренбургского государственного университета.

Я благодарю педагогов-отличников за их труд и ответственное отношение к делу! В свою очередь, Правительство области поддерживает отличников педагогического труда и коллективы педработников.

Но главным для нас остается вопрос повышения оплаты труда педагогов. В целом Оренбуржье выдерживает график и контрольные значения исполнения майских указов.

В то же время, обращаю внимание глав территорий, что показатели по заработной плате педагогов дополнительного образования не выполняются в большинстве муниципалитетов. Самые отстающие – Орск, Ясненский городской округ, Первомайский и Шарлыкский районы. Кроме того, Ясненский городской округ и Домбаровский район отстают по показателям зарплаты педагогов дошкольного образования.

Напоминаю, что заработная плата педагогов муниципальных образовательных организаций – на вашей совести, коллеги! Министерству образования области (Лабузов В.А.) поручаю усилить контроль за целевым использованием субсидий на обеспечение государственного образовательного стандарта.

Вернемся к вопросу качества образования. Нельзя не гордиться тем, что пятый год подряд региональные баллы ЕГЭ практически по всем предметам выше среднероссийских. По результатам ЕГЭ-2017 Оренбургская область – лидирует в ПФО и входит в пятерку лучших регионов страны. У нас нет ни одного выпускника, который не преодолел минимальный порог по двум обязательным предметам и не получил аттестат. Впервые в этом году среди выпускников 106 стобалльных результатов.

Результаты аттестации учащихся 9 классов также оказались лучше уровня 2016 года. Достойно выглядит Оренбуржье и в олимпиадном движении.

Все эти факты и цифры – наглядное подтверждение того, что качество образования в области растет. Но образовательная сфера – это не только предметные знания. В своем послании Президент России В.В. Путина процитировал академика Дмитрия Лихачева, определяя ключевую задачу российского образования – «Давать знания и воспитывать нравственного человека».

В процессе воспитания подрастающего поколения особое место занимает военно-патриотическое направление.

Не менее важно – трудовое воспитание, привлечение учащихся к общественно полезной и социально значимой деятельности.

Во внеурочное, внешкольное время воспитательную нагрузку несет наше дополнительное образование, которое к тому же помогает раскрыться способностям ребенка и частично выполняет профориентационную функцию. Не случайно у нас все большую популярность получают перспективные для отечественной экономики направления, такие как робототехника, роботостроение, компьютерная графика, конструирование, изобретательская деятельность.

В творческих направлениях мы тоже не отстаем. В 2016 – 2017 учебном году двадцати трем (23) творческим объединениям системы дополнительного образования присвоено звание «Образцовый детский коллектив», и теперь таких коллективов у нас более ста (100). А театр музыки и танца «Щелкунчик» стал лауреатом Национальной премии России.

Уважаемые коллеги!

Оценивая эффективность образовательной сферы области нельзя не сказать о развитии системы среднего профессионального образования.

В отчетный период в области действовали 7 многофункциональных центров прикладных квалификаций. Продолжалось внедрение дуальной, то есть практико-ориентированной модели обучения, на основе которой обучались 62,5% студентов СПО.

Работали экспериментальные профориентационные площадки для школьников, созданные на базе организаций среднего профобразования.

Проведена подготовка к внедрению ФГОС третьего поколения и осуществлению подготовки по рабочим профессиям и специальностям из перечня ТОП-50.

Активизировалось участие организаций СПО в движении WorldSkills. Осенью 2016 года мы провели II региональный чемпионат «Молодые профессионалы» по 10 компетенциям, победители которого достойно представили область на окружных и всероссийских состязаниях по профессиональному мастерству. Значительных успехов добилась сборная Оренбуржья в финальных соревнованиях V национального чемпионата «Молодые профессионалы».

Таким образом, оценивая областную систему образования в целом – от дошкольного уровня до среднего профессионального, результаты ее развития по итогам прошедшего учебного года можно считать стабильно позитивными. Задачи, которые ставились перед педагогическим сообществом в рамках реализации приоритетных направлений, в большинстве своем успешно выполнены.

И перед тем, как перейти к задачам на новый учебный год, остановлюсь на больном для нашего общества вопросе. Сегодня в Оренбургской области проживает более восьми тысяч детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Несмотря на все внимание, которое министерство образования, органы опеки и попечительства, общественность уделяют этой категории детей, вопрос защиты их социальных и имущественных прав по-прежнему актуален. Соответствующим подразделениям министерства образования, руководителям подведомственных интернатных учреждений и организаций СПО необходимо обратить на это особое внимание!

Считаю целесообразным для защиты материальных прав детей, оставшихся без попечения родителей, проработать механизм взаимодействия с Федеральной службой судебных приставов в вопросах взыскания алиментов. Здесь инициатива должна исходить от министерства образования области. 

Уважаемые участники совещания! 

Перейдем к задачам и приоритетам на новый учебный год. Главная задача остается неизменной – это обеспечение качества образования. Ее предстоит решать в рамках формирования единого образовательного пространства по трем стратегическим направлениям:

- обновление содержания образования и внедрение современных стандартов обучения;

- создание современной учебно-материальной базы не только для обучения, но и для внеклассных занятий, для творчества и занятий спортом;

- и самое главное направление – повышение профессионального потенциала педагогических кадров.

А теперь о задачах конкретно по уровням образования.

В сфере дошкольного образования – это обеспечение местами в детсадах детей до 3 лет. Это повышение качества дошкольного образования в соответствии с требованиями ФГОС – федерального государственного образовательного стандарта.

Что касается малочисленных населенных пунктов, то там, где нельзя построить детский сад, следует шире использовать вариативные формы дошкольного образования, такие как: семейные группы, группы кратковременного пребывания. При этом базовая образовательная организация должна иметь лицензию на осуществление дошкольного образования.

Кроме того, в сфере дошкольного образования нам необходимо будет принять дополнительные меры по созданию условий для дошкольников с ограниченными  возможностями здоровья.

Мы должны обеспечить им равные с обычными детьми возможности получения дошкольного образования, а также квалифицированную коррекцию нарушений и социальную адаптацию.

Напоминаю также о необходимости повышения уровня профессиональной компетентности тех, кто работает в дошкольном образовании. Сегодня в 29 территориях области педагоги-«дошкольники» зачастую не имеют профессионального образования. 18,5% педработников дошкольного образования области не аттестованы, т.е. не имеют категории и не прошли подтверждение на соответствие занимаемой должности.

Коллеги! Эту ситуацию необходимо исправить максимально быстро!

Далее – общее образование. Здесь стратегическая задача – переход на стандарты нового поколения. В наступающем учебном году по новым ФГОС будет обучаться 78% школьников области. В штатном режиме ФГОС вводится в седьмых классах, в пилотном режиме в десятых классах ряда (51) общеобразовательных организаций.

Следующая задача – традиционная: обучение и повышение квалификации педагогов. Прежде всего, учителей биологии (максимальная доля низких результатов на ЕГЭ-2017), истории и французского (средние баллы по ЕГЭ ниже прошлогодних), других иностранных языков и географии (ни одного 100-балльного результата).

По-прежнему требует внимания подготовка учителей, преподающих предмет не по профилю, хотя число таких педагогов сократилось в области за последние три года с 14 до 6 процентов. График подготовки на предстоящий учебный год составлен. Прошу руководителей территорий отнестись к этому важному направлению деятельности с пониманием и высокой долей ответственности.

Кроме того, в июле Минобрнауки России утвердило «дорожную карту» формирования и введения национальной системы учительского роста. Этой осенью в 15 пилотных субъектах РФ начнется апробация новой модели аттестации учителей на основе единых федеральных оценочных материалов. И наши педагоги должны быть готовы к этим нововведениям.

В наступающем учебном году в школу вернется астрономия. Руководителям системы образования следует обеспечить введения данного учебного предмета в подведомственных общеобразовательных организациях.

Многое предстоит сделать по обновлению деятельности психологической службы общего образования, практически заново сформировать региональную систему психологического и психолого-педагогического сопровождения, обучить людей, работающих в ней. За этот учебный год мы должны забыть о проблемах психологической неустойчивости не только наших выпускников, но и всех обучающихся региона.

И конечно, министерству образования области необходимо продолжить оказание соответствующей ресурсной, организационной и методической поддержки школам с низкими образовательными результатами. Эффект от данной работы, как показала практика, налицо: 87% так называемых проблемных школ в ЕГЭ текущего года превысили средние показатели по региону.

И еще об одном. С 20 по 30 сентября мы проведем у себя в области Декаду учительства. Эффективность от мероприятий в рамках этого проекта, будет зависеть от активности муниципалитетов.

Перейдем к системе поддержки одаренных детей и талантливой молодежи. Ее развитие – неизменный приоритет региональной образовательной политики.

В последние два года в области активно использовались инновационные формы работы с талантливыми детьми, такие как дни науки, защита научно-исследовательских и творческих проектов, конференции, телевизионные интеллект-шоу, мастер-классы, деловые игры, сезонные школы. Важную роль в подготовке одаренной и талантливой молодежи играют тьюторское сопровождение обучающихся ведущими преподавателями вузов, профильные смены в лагерях, олимпиадная подготовка по программе «Интеллектуальная лаборатория». Подобная работа дает свои плоды.

Вместе с тем, анализ выступления школьников на интеллектуальных состязаниях показывает, что в муниципалитетах крайне низкое число учителей, имеющих опыт и квалификацию для работы с одаренными детьми. Органы управления образованием недостаточное внимание уделяют работе по воспитанию кадрового потенциала, способного обеспечить качественную олимпиадную подготовку.

Сегодня на региональном уровне обновлены направления деятельности и основные принципы отбора и подготовки интеллектуально одаренных школьников. В числе данных мер – создание двадцати пяти (25) Центров подготовки на базе ОГУ, ОГПУ, юридической академии и ряда инновационных учреждений.

Вместе с тем, данные меры будут иметь успех только при условии понимания важности этого дела и соблюдения принципов ответственности со стороны муниципалитетов и руководителей школ.

Приоритетной задачей 2017 – 2018 учебного года следует считать целенаправленную работу по повышению эффективности работы с одаренными детьми за счет интеграции общего и дополнительного образования, активного использования современных технологий, включения школьников в проектно-исследовательскую деятельность.

И главное, рядом с талантливым ребенком должен быть наставник, умеющий раскрыть способности своего воспитанника, а для этого учитель должен много работать над собой в плане самосовершенствования. Мотивировать педагога к этому – обязанность муниципальных методических служб.

Уважаемые коллеги! 

Система образования должна не только научить ребенка, но и занять его интересным делом, воспитать в духе гражданственности, патриотизма, толерантности, сориентировать на общечеловеческие ценности, помочь определить правильную линию поведения и жизнедеятельности. Все образовательные организации должны расширять воспитательную компоненту, формировать у молодежи позитивные социальные установки.

И здесь мы должны работать на опережение, чтобы максимально снизить влияние асоциальных элементов, в том числе интернет-влияние. Нам необходимо создать активную среду для самореализации детей и подростков, организовать максимальную внеурочную занятость учащихся, расширить спектр услуг в системе дополнительного образования.

Особое внимание должно быть обращено на дальнейшее развитие воспитательной деятельности, на привлечение детей к работе в детских общественных объединениях, к участию в социально значимых, познавательных, творческих, спортивных и благотворительных проектах, в волонтерском движении, мероприятиях гражданско-патриотической направленности.

Тем более что в Оренбуржье появятся новые проекты, позволяющие детям раскрывать свои способности и таланты, формировать здоровые жизненные установки, учиться патриотизму.

С 1 сентября в образовательных организациях области за счет часов внеурочной деятельности для учащихся 1 – 4-х классов будет введен курс «Мое Оренбуржье». Данная программа предполагает экскурсионные выезды по культурно-познавательным маршрутам. Это позволит обучающимся лучше узнать историю Оренбуржья, познакомиться с природой, достопримечательностями края.

Среди приоритетных направлений совместной деятельности в наступающем году станет дальнейшее развитие Всероссийского детско-юношеского движения «ЮНАРМИЯ» и поддержка Российского движения школьников.

Подытоживая воспитательную тему, я обращусь к главам городов и районов. Коллеги! Вам необходимо обеспечить сохранение и последовательное развитие системы дополнительного образования. Прежде чем, что-то сокращать и оптимизировать, подумайте, что вы предложите детям и их родителям взамен.

И наконец, уважаемые педагоги и руководители, о задачах в системе среднего профессионального образования! Сегодня она обеспечивает подготовку кадров для Оренбуржья по 58 профессиям и 113 специальностям. С 1 сентября в России внедряются федеральные государственные стандарты СПО из перечня ТОП-50 наиболее востребованных, новых и перспективных профессий и специальностей. По новым стандартам будут обучаться более полутора тысяч студентов.

Изменятся подходы и к организации регионального чемпионата «Молодые профессионалы» – в новом году он будет проходить уже по 20 компетенциям (в прошлом было 10). Кроме того, в сентябре мы проведем первый региональный чемпионат профессионального мастерства «Абилимпикс» среди студентов с инвалидностью по 5 компетенциям («Портной», «Ремонт и обслуживание автомобилей». «Поварское дело», «Кондитерское дело» и «Документационное обеспечение управления и архивоведение»).

Сегодня в области создана базовая площадка, обеспечивающая поддержку системы инклюзивного профессионального образования инвалидов. Этой площадкой определён Оренбургский автотранспортный колледж имени заслуженного учителя Виктора Никитовича Бевзюка.

В работе с учащейся молодежью нельзя забывать про развитие системы внеурочной деятельности студентов, внедрение новых технологий воспитания, профилактику негативных проявлений в молодежной среде.

За всеми этими мерами стоит решение главной задачи – создание современной системы профессионального образования и воспитания, обеспечивающей подготовку высококвалифицированных специалистов и рабочих кадров. 

Уважаемые коллеги!

Я назвал только часть главных задач, стоящих перед областной системой образования, перед всеми нами. Не менее важным для нас являются вопросы безопасности участников образовательного процесса, всеобуча, организации питания школьников, поддержки и обеспечения прав детей-сирот и детей-инвалидов, внедрения современных образовательных технологий и повышения качества управленческой деятельности, взаимодействия с родительской общественностью и СМИ. Региональная система образования будет участвовать в приоритетных проектах и программах федерального министерства, развивать свою проектную деятельность. Область будет продолжать строить новые школы, и укреплять материальную базу действующих образовательных учреждений.

По каждому из этих направлений мы продолжим нашу совместную работу, цель которой – вывести систему образования на качественно новый уровень, добиться улучшения условий, процессов и результатов образовательной деятельности!

Мы будем стремиться к этому, несмотря ни на какие сложности и проблемы. У нас есть прекрасный задел. Есть кадровый и управленческий потенциал. Есть поддержка федерального центра. Значит, мы будем продолжать движение вперед!

Я поздравляю вас с наступающим учебным годом и от всей души желаю вам профессиональных успехов!

Благодарю за внимание.

версия для печати

статьи