Выступления, интервью > Губернатор 

Доклад Губернатора Оренбургской области Ю.А. Берга «О взаимодействии органов исполнительной власти регионов округа с федеральными органами исполнительной власти в борьбе с «теневой» экономикой, в том числе при оказании социально значимых услуг населению»

Дата: 28.03.2017

Доклад Губернатора Оренбургской области Ю.А. Берга «О взаимодействии органов исполнительной власти регионов округа с федеральными органами исполнительной власти в борьбе с «теневой» экономикой, в том числе при оказании социально значимых услуг населению» на Совете при полномочном представителе Президента РФ в Приволжском федеральном округе

Уважаемые коллеги!

Прежде всего, как председатель рабочей группы хочу поблагодарить Михаила Викторовича за оказанное доверие, а каждого из глав регионов округа – за активное участие в подготовке к заседанию совета. Работа была проделана без преувеличения огромная и достаточно фундаментальная. На основании анализа полученных материалов мы сегодня можем сделать ряд выводов, которые помогут нам в борьбе с теневой экономикой. Еще раз спасибо вам, коллеги!

Перед тем как приступить к теме моего доклада – собственно взаимодействию региональных и федеральных органов власти, добавлю несколько слов и цифр к уже сказанному Михаилом Викторовичем.

Статистика показывает, что за последние три года (2014 – 2016 гг.) общее количество преступлений экономической направленности в округе сократилось на 6,5% – с 19 948 до 18 643. При этом число экономических преступлений, совершенных в крупном и особо крупном размерах возросло на 5,8% – с 4216 до 4464.

Проанализировав данные регионов округа, мы выделили наиболее криминализованные сферы экономики.

Это:

- налогообложение;

- оптовая и розничная торговля,

- различные виды финансовой деятельности,

- операции с недвижимостью, в том числе управление эксплуатацией жилого и нежилого фонда;

- оказание социальных услуг в различных сферах жизнедеятельности.

Следует отметить, что четвертая часть всех зарегистрированных преступлений выявлена в финансово-кредитной системе (24,3% от всех экономических преступлений).

При этом сохраняется тенденция сокращения показателей по выявлению преступлений в этой сфере: минус 12,6%; (по РФ - минус 8,6%).

Такое же снижение наблюдается по ряду других направлений. Наиболее высокие темпы снижения демонстрируют показатели выявленных преступлений на потребительском рынке – минус 39,0% (по РФ - минус 11,9%), и при освоении бюджетных средств – минус 18,8% (по РФ минус 16%).

При общей стабильности экономики регионов ПФО есть индикаторы, показывающие, что негативные последствия кризиса полностью не преодолены. Так, отрицательная динамика товарооборота, наблюдаемая в регионах, обусловлена снижением потребительской активности населения, что, в свою очередь, связано со снижением реальных денежных доходов. В то же время стабильность экономики позволяет нам выполнять все социальные обязательства. Но для сохранения положительных экономических тенденций и дальнейшего развития социальной сферы мы обязаны искать и легализовать скрытые, до сих пор неиспользуемые резервы. Один из них – теневая экономика, размеры которой в масштабах страны по оценкам экспертов, составляют более трети ВВП.

«Теневики» – это и граждане неформальной занятости, и те, кто, получает зарплату в конвертах, и предприниматели, осознано уклоняющиеся от налогов, и те, кто занимается явным криминалом. Теневая экономика и криминальное предпринимательство – это факторы дестабилизации положения в ПФО.

При этом новые виды, формы и методы предпринимательской деятельности порождают и новые виды преступности. Растет количество преступлений, совершаемых в сфере высоких технологий. Совершенствуются схемы легализации доходов полученных противоправным путем. Выявление, пресечение и расследование данных фактов находится в компетенции правоохранительных органов.

И в то же время остается актуальной проблема так называемой теневой экономики, то есть экономики – пусть простят меня юристы! – полукриминальной или околокриминальной. Истоки этого явления лежат в социальной сфере. Это и низкий уровень доходов, заставляющий людей, как раньше говорили, «халтурить», то есть подрабатывать за «живые», неучитываемые деньги. Это и проблемы трудоустройства, порождающие нелегалов-надомников. Это правовой нигилизм и юридическая безграмотность предпринимателей, а зачастую их сознательное нежелание выходить из тени ввиду необходимости оформлять разрешительную документацию, платить высокие налоги и так далее. Проблемы эти носят системный характер, и над их решением органы исполнительной власти регионов работают совместно с федеральными органами исполнительной власти.

Коллеги!

Изучив и проанализировав серьезный объем документов, представленных вами в период подготовки к совету, можно сделать вполне определенный вывод: взаимодействие органов исполнительной власти регионального и федерального уровней в регионах ПФО строится на схожих правовых основаниях и имеет аналогичные формы. О них я буду рассказывать на примере Оренбургской области.

Начну с неформальной занятости населения, которая создает благоприятную среду для роста недобросовестной конкуренции, способствует развитию криминальной и теневой экономики, и как следствие, приводит к усилению социальной напряженности в обществе.

Для противодействия этому явлению во всех регионах округа созданы межведомственные комиссии. Их задачи – координация деятельности и мониторинг ситуации, их главные помощники – соответствующие рабочие группы в муниципальных образованиях.

В Оренбургской области действует межведомственная комиссия по вопросам оплаты труда, уплаты страховых взносов и снижения неформальной занятости. В ее составе работают представители областного Управления Федеральной налоговой службы, регионального отделения Фонда социального страхования, областного отделения Пенсионного фонда, Управления Федеральной службы судебных приставов и УМВД России по Оренбургской области. Координирует работу комиссии министерство труда и занятости населения Оренбургской области. Заседания комиссии проводятся в ежемесячном режиме.

Кроме того, между Федеральной службой по труду и занятости и Правительством Оренбургской области заключено Соглашение «О реализации мер, направленных на снижение неформальной занятости в Оренбургской области».

В области реализуется комплекс мер, направленных на стабилизацию рынка труда и снижение числа нелегальных работников.

Благодаря этой работе только за 2016 год в Оренбургской области выявлено 22 381 человек, находящийся в неформальных трудовых отношениях, из них легализовано 22 297 работников.

В ходе реализации мер, направленных на снижение неформальной занятости, за период с 2015 по 2016 год в Приволжском федеральном округе легализован 1 миллион 70 тысяч работников. Из этого числа в 2016 года выявлено более 605 тысяч человек, находящихся в неформальных трудовых отношениях, из них легализовано более 586 тысяч работников.

Если говорить о рынке труда, то кроме неформальной занятости для Оренбургской области в силу приграничного статуса и географического расположения актуальна проблема нелегальной трудовой миграции. Это – один из вопросов межведомственной комиссии по обеспечению пограничной безопасности, в которой работают представители практически всех региональных структур федеральных органов власти, в компетенции которых приграничный контроль и обеспечение безопасности государства и жителей области.

Надо отметить, что за последние пять лет наблюдается тенденция роста числа нарушителей государственной границы. За это время вскрыто и локализовано свыше 10 каналов незаконной миграции, но для полного решения данной проблемы требуются кадровое, инфраструктурное и аппаратное усиление приграничной зоны, а также ужесточение ответственности для организаторов и участников схем нелегальной миграции.

Приграничным положением Оренбургской области продиктовано и тесное взаимодействие регионального министерства сельского хозяйства пищевой и перерабатывающей промышленности с областным управлением МВД России Пограничным управлением ФСБ России по Оренбургской области, управлением Россельхознадзора и Оренбургской таможней. Взаимодействие осуществляется на постоянной основе.

Итоги взаимодействия по 2016 году:

- изъято и утилизировано 230 (229,6 т) тонн санкционных продовольственных товаров;

- снято с оборота более 4 тонн товаров, подконтрольных госветслужбе;

- в ходе 104 совместных рейдов к ответственности за несанкционированную торговлю привлечены 216 граждан, общая сумма штрафов составила 230 000 рублей.

Также министерство сельского хозяйства совместно с управлением Россельхознадзора работает над решением проблемы нецелевого использования земель сельскохозяйственного назначения и их использования с нарушением законодательства Российской Федерации. В 2016 году было выявлено 70,5 тысяч гектаров таких земель.

В Год экологии в России особую актуальность приобретает взаимодействие федеральных и региональных органов исполнительной власти, направленное на сохранение природных богатств. С проблемами незаконной добычи общераспространенных полезных ископаемых и ущерба, нанесенного природе в результате деятельности человека, сталкивались в каждом регионе ПФО. В Оренбургской области для ее решения создана рабочая группа, в состав которой вошли представители министерства природных ресурсов экологии и имущественных отношений, министерства лесного и охотничьего хозяйства, областного управления МВД России, управления Росприроднадзора и организаций-недропользователей.

Заседания рабочей группы проводятся по мере надобности, а одной из наиболее эффективных форм взаимодействия структур представленных в ней являются совместные рейды по выявлению и пресечению фактов незаконной добычи общераспространенных полезных ископаемых.

В 2016 году проведено 46 рейдовых осмотров. С целью повышения эффективности проводимых мероприятий и для проведения детального обследования территорий привлекалась авиатехника. По результатам 13 рейдовых осмотров в 2016 году выявлены земельные участки со следами незаконной добычи общераспространенных полезных ископаемых. Виновные устанавливаются для привлечения к ответственности.

Кроме того в 2016 было произведено 4 расчета ущерба, причиненного недрам в результате незаконной добычи общераспространенных полезных ископаемых. Сумма ущерба составила более 37 миллионов руб. Материалы по расчёту ущерба направлены в органы прокуратуры и внутренних дел.

Фактов самовольного пользования участками недр местного значения в 2016 году не выявлено.

Министерство лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области выступило инициатором создания межведомственной комиссия по предотвращению незаконной заготовки и оборота древесины. С 2011 года действует соглашение, заключенное с УМВД России по Оренбургской области, Управлением Федеральной налоговой службы по Оренбургской области, Управлением Федеральной службы в сфере природопользования по Оренбургской области, ФГБУ «Национальный парк Бузулукский бор». Целью соглашения является противодействие незаконной вырубке и использованию древесины.

В рамках заключенного соглашения проводятся совместные профилактические межведомственные операции «Лесовоз», «Дрова», «Елочка», «Елочный базар» с участием сотрудников полиции, налоговой инспекции,  и Россельхознадзора. Государственными лесными инспекторами совместно с сотрудниками полиции проводятся рейдовые мероприятия по проверке (досмотру) транспортных средств, перевозящих древесину на предмет законности  транспортировки.

Работа по выявлению, раскрытию, расследованию и профилактике лесных поджогов курируется межведомственной рабочей группой, в состав которой входят представители министерства лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области, областного управления МВД России и главного управления МЧС России по Оренбургской области.

Всего в 2016 году на территории лесного фонда Оренбургской области было выявлено 734 правонарушения, из них 43 – в ходе мероприятий, проведенных совместно с федеральными органами исполнительной власти. Привлечено к административной ответственности 623 нарушителя, оштрафованных на общую сумму более 3 миллионов (3024,6 тыс. руб.) рублей.

Кроме того в ходе межведомственной операции «Елочный базар» сотрудниками налоговой инспекции и Россельхознадзора были составлены 13 протоколов об административных правонарушениях в том числе за незаконную предпринимательскую деятельность, нарушение правил обращения с карантинной продукцией и торговлю в неустановленном месте.

Уважаемые участники совета!

В обширном поле деятельности, на котором реализуют свои полномочия и сотрудничают органы исполнительной власти регионов округа и федеральные органы исполнительной власти, есть сектор, касающийся практически каждого из наших сограждан. Я говорю об обороте промышленной продукции и оказании услуг населению. Сюда же можно отнести отрасль жилищно-коммунального хозяйства.

Вопрос обеспечения граждан качественными жилищно-коммунальными услугами является актуальным для всех регионов ПФО.

Нарушение платежной дисциплины не только населением за потребленные жилищно-коммунальные ресурсы, но и недобросовестными управляющими компаниями за поставленные коммунальные ресурсы требуют особого внимания, как со стороны органов исполнительной власти, так и федеральных структур.

В целом по регионам ПФО долги населения за жилищно-коммунальные услуги составляют более 55 миллиардов рублей.

Причем 26 миллиардов долгов за коммунальные услуги приходится на организации, занимающиеся управлением и содержанием жилого фонда. Отмечу, что в ПФО работают 6222 управляющих компании, и подавляющее большинство из них ведет честный и прозрачный бизнес. Тем не менее, 9% управляющих компаний имеют превышение кредиторской задолженности над дебиторской более, чем на 10%.

За последние два года наметилась тенденция по снижению задолженности таких управляющих организаций. Причины:

- лицензирование деятельности управляющих компаний;

- принятие жильцами многоквартирных домов решения о сборе платежей через расчетно-кассовые центры;

- переход на прямые договоры с ресурсоснабжающими организациями;

- наконец инициирование процедур банкротства недобросовестных управляющих компаний.

В части выявления несостоятельных и недобросовестных управляющих компаний, а также в части выявления и пресечения других нарушений в сфере ЖКХ министерство строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства области самым тесным образом сотрудничает с органами прокуратуры. Кроме того вопросы нарушения прав граждан в сфере предоставления коммунальных услуг и соблюдения законодательства в жилищно-коммунальной сфере рассматриваются на заседаниях коллегиальных органов, в том числе постоянно действующих координационных совещаниях по обеспечению правопорядка и комиссий при высших должностных лицах регионов.

Анализ обращений граждан и хозяйствующих субъектов по вопросам недостаточного качества оказания услуг в сфере ЖКХ показал, что больше половины из них, или 52% от общего числа обращений касается неудовлетворительного технического состояния многоквартирных домов и качества выполняемых работ по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома.

Работы по приведению в надлежащее состояние жилищного фонда и снижению уровню его износа ведется в рамках реализации областных (республиканских) программ капитального ремонта общедомового имущества.

В целом по Приволжскому федеральному округу за период с 2014 – 2016 годов отремонтировано более 14 тысяч многоквартирных домов. На это затрачено более 37 миллиардов (37,1 млрд) рублей. Жилищные условия улучшили 2 миллиона человек.

90 процентов жителей многоквартирных домов выбрали счета регионального операторов для накопления средств на капитальный ремонт. Это говорит о доверии и активном участии граждан в программе капремонта. Вместе с этим, проведенная Межрегиональным управлением Росфинмониторинга оценка рисков выявила в деятельности 12-ти региональных фондов из 14-ти работающих в ПФО различного рода риски. В частности деятельность, связанная с проведением торгов, оценкой участников конкурсов, заключением контрактов с исполнителями, принятием решений о распределении денежных средств граждан и организаций, несет в себе коррупционные риски.

Считаю, что в связи с этим целесообразно проработать вопрос об оценке антикоррупционной деятельности в региональных Фондах капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных в пределах ПФО.

Что касается проявления криминальной и теневой экономики в сфере товарооборота, то во всех регионах округа созданы комиссии по противодействию незаконному обороту промышленной продукции. В 2015 – 2016 гг. в ПФО проведено 69 заседаний данных комиссий, на которых рассмотрено 90 вопросов, наиболее актуальным из которых стали вопросы о выявлении и пресечении незаконной торговли алкоголем и алкоголесодержащими жидкостями.

Эти же вопросы обсуждались и на постоянно действующих координационных совещаниях по обеспечению правопорядка при высших должностных лицах регионов. В 2016 году было проведено 38 заседаний, на которых рассмотрено 43 вопроса.

Во всех субъектах Приволжского федерального округа осуществляется комплекс организационных и практических мер, направленных на активизацию работы по пресечению нелегальной продажи алкогольной продукции. В каждом субъекте ПФО организовано информационное взаимодействие с Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка, а также межведомственное взаимодействие в рамках заключенных Соглашений, в том числе по информированию заинтересованных органов контроля (надзора) о фактах нарушений в данной сфере деятельности.

Так, в Оренбургской области заключено трехстороннее Соглашение лицензирующего органа с УМВД России по Оренбургской области и Управлением Роспотребнадзора по Оренбургской области о взаимодействии по вопросам сферы оборота алкогольной продукции.

В ходе совместной работы с активным участием органов местного самоуправления, были приняты превентивные меры в виде консультирования хозяйствующих субъектов, проведения семинаров, круглых столов, «горячих линий» и информирования населения через средства массовой информации.

Значимую роль в процессе борьбы с контрафактом и фальсификатом в регионах имеет работа правоохранительных органов. В регионах, в том числе  совместно с правоохранительными органами, проводится мониторирование на торговых объектах, рейдовые мероприятия, оперативно-розыскные мероприятия «Алкоголь», «Контрафакт», плановые и внеплановые проверки.

Итогом данных мероприятий в Приволжском федеральном округе стало выявление и пресечение более чем 22 тысяч административных правонарушений. Изъято из нелегального оборота более 1 миллиона 300 тысяч литров алкогольной и спиртосодержащей продукции. В этом отношении отмечу положительный опыт Республик Башкортостан, Татарстан, Оренбургской, Нижегородской и Самарской областей, а также Пермского края.

Тем не менее, очевидно, что для более эффективной борьбы с нелегальным оборотом алкогольной и спиртосодержащей продукции необходимо наделить региональные органы государственной власти полномочиями по контролю за оборотом данной продукции. А также ужесточить на федеральном уровне административную ответственность для нарушителей порядка реализации алкогольной продукции.

И в завершение основной части своего доклада – несколько слов об организации взаимодействия региональных и федеральных органов исполнительной власти в сфере пассажирских автоперевозок.

В регионах округа налажено взаимодействие профильных органов власти с  правоохранительными органами и территориальными Управлениями государственного автодорожного надзора. Наиболее эффективными мерами пресечения нелегальных пассажирских перевозок зарекомендовали себя совместные рейды с привлечением общественности и средств массовой информации, итоги которых впоследствии обсуждаются на региональных межведомственных комиссиях.

Вместе с тем, анализ сферы пассажирских автоперевозок в регионах ПФО свидетельствует о необходимости более действенных мер обеспечения законности и порядка при регулярных автобусных перевозках, перевозках по заказам и перевозках легковыми такси.

Так, недобросовестными перевозчиками под видом заказных или перевозок для собственных нужд осуществляются, по сути, регулярные перевозки пассажиров без получения лицензии и без выполнения лицензионных требований.

Для повышения эффективности взаимодействия и усиления мер по борьбе с «теневой» целесообразно установить единые требования и единый порядок допуска перевозчиков к рынку пассажирских перевозок.

В результате совместной работы регионов и Министерства транспорта Российской Федерации был составлен и утвержден социальный стандарт транспортного обслуживания населения. Полагаю, что регионам Приволжского федерального округа надо руководствоваться этим стандартом при осуществлении перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.

Уважаемые коллеги!

Все, о чем я говорил сжато и на примере Оренбургской области, более подробно отражено в отчете, подготовленном рабочей группой к нашему  заседанию. Отмечу, что отчет составлен в соответствии со значимостью и объемом информации, полученной от регионов.

В ходе анализа материалов рабочая группа сделала следующие выводы:

Первый. Теневая и криминальная экономика являются следствием социально-экономических процессов, течение которых обострилось в связи с воздействием внешних негативных факторов. Влиять на уровень теневой и криминальной экономики можно по трем направлениям:

- формирование в обществе уважения к законам, повышение правовой культуры граждан в сфере потребления;

- ужесточение ответственности для юридических лиц и граждан, уличенных в противоправных экономических деяниях;

- демократизация условий ведения бизнеса и снижение фискального бремени, в первую очередь для индивидуальных предпринимателей.

Реализация двух последних направлений требует изменения законодательства, то есть прямого участия законодательной и исполнительной власти федерального уровня.

Отсюда проистекает второй вывод. В целом система нормативно-правовых актов, направленных на борьбу с криминальной и теневой экономикой, сформирована.

На региональном уровне по состоянию на середину февраля 2017 года принято 74 нормативных правовых акта, касающихся противодействия экономическому криминалу и «теневикам», в том числе при оказании социально значимых услуг населению.

В то же время на федеральном уровне отсутствует правовая база, определяющая само явление теневой экономики, в том числе терминологию, разновидности, методы и так далее. Не прописаны законодательно способы минимизации негативных последствий теневой экономки для человека, общества и государства, и как следствие – конкретные полномочия органов государственной власти, в том числе на уровне субъектов Российской Федерации.

Правовые пробелы и области пересекающихся компетенций контролируются на основании:

- Стратегии по противодействию незаконному обороту промышленной продукции до 2020;

- программ в сфере противодействия преступности в том числе экономической;

- планов мероприятий по увеличению налоговых поступлений в региональные бюджеты, легализации теневого бизнеса, снижению неформальной занятости, изъятию из оборота спиртосодержащей продукции, не отвечающей требованиям безопасности;

- отраслевых программ развития ЖКХ, потребительского рынка, пассажирского транспорта и других, направленных на развитие легальных услуг в данных сферах.

Нормотворческая работа продолжается, и сегодняшнее заседание совета – прекрасная возможность принять участие в данной работе.

Третий вывод. Результаты взаимодействия органов исполнительной власти регионов с федеральными органами исполнительной власти в борьбе с «теневой» экономикой, следует признать удовлетворительными. Для дальнейшего совершенствования этой работы необходимо более четкое разграничение полномочий и наделение полномочиями, чтобы взять под контроль все участки, пока еще позволяющие осуществлять нелегальное предпринимательство.

Четвертый вывод. Назрела необходимость актуализции федерального законодательства, регулирующего сферу госзакупок в части защиты организаторов торгов от так называемых «фирм-призраков», которые зачастую становятся победителями аукционов, не имея на то никаких оснований, либо сознательно саботируют проведение торгов, оспаривая их в антимонопольном ведомстве. Цель недобросовестных участников торгов одна – получить «откат» либо за передачу контракта в субподряд, либо за отказ саботажника участвовать в торгах. Сегодня инициатор торгов не может провести проверку финансово-экономического состояния претендента. Нет и «черного списка» фирм, специализирующихся на этой по форме законной, а по сути криминальной и коррупционной деятельности.

Уважаемые коллеги!

Уважаемый Михаил Викторович!

В своем докладе я отразил ключевые моменты взаимодействия региональных органов исполнительной власти с федеральными органами исполнительной власти в борьбе с «теневой» экономикой.

Предложения, сформированные на основе информации, полученной рабочей группой из регионов Приволжского федерального округа, собраны в протокольное решение сегодняшнего совета.

У меня все! Спасибо за внимание!

версия для печати

статьи