Выступления, интервью > Губернатор 

Инвестиционное послание Губернатора Оренбургской области на 2016 и последующие годы

Дата: 24.03.2016

Добрый день, уважаемые коллеги!

Рад приветствовать в этом зале представителей бизнеса, науки, общественности, различных ветвей власти.  Всех, кому небезразлично будущее Оренбуржья, успех и перспективы его экономического развития и столь необходимых структурных преобразований.

Хочу сказать прямо: так, как было раньше, уже не будет! Причем не будет в перспективе трех-пяти лет. До тех пор, пока наша экономика не адаптируется к реальности санкций, торговых и кредитных ограничений и экономии средств, мы будем испытывать влияние кризиса.

Очевидно, что в текущих макроэкономических условиях нам не избежать перемен.

Мы обязаны признать: нынешняя ситуация в экономике страны – не очередная турбулентность на рынках.

Это – наша новая реальность! Реальность, при которой избыточных нефтяных денег в бюджете региона нет и не будет. Следовательно, надо искать новые подходы. И не только в экономике, но и в управлении. И в первую очередь, в государственном. 

Теперь нам, государственной власти, придется решать все больше задач антикризисного характера. И хотя порой принцип «ручного управления» доказывает свою эффективность, развитие я вижу в организации проектного управления. Когда задачи и пути их решения конкретны во времени и в ответственных исполнителях.

А вам, представителям бизнеса, придется все больше брать на себя груз социальной ответственности. И мы, власть, будем вас принуждать к этому – словами, уговорами, действиями. Такова новая управленческая реальность.

Мы много говорим о качестве условий для ведения бизнеса в регионе. На деле – представители различных структур продолжают порочную практику перекладывания бумаг и ненужных согласований.

Это касается всех уровней власти.

Скажем, сроки регистрации сделок с недвижимостью просто недопустимы! Я понимаю: людей не хватает, зарплата маленькая. Но главная проблема – в неотлаженной системе. Надеюсь, Вы, Михаил Владимирович, выстроите работу.

И это повсеместно! Зачастую главы муниципалитетов затягивают решения об изменениях в градостроительные планы. Предприниматель порой годами ждет подключения к электроснабжению. А увеличение кредитной линии, скажем, в Россельхозбанке, затягивается на многие месяцы.

Пора прекратить эту деструктивную практику. Чтобы договориться и найти взаимопонимание – указания сверху не нужны.

Будущее зависит от нас самих. От того, как мы себя поведем, как сможем наладить диалог внутри региона и насколько четкие требования установим друг к другу.

И бизнес должен обозначить: «Я – могу. Но сегодня условия таковы, что я не справлюсь без помощи…».

А власть: «Я помогу. Но взамен бизнес должен взять на себя безукоризненное исполнение принятых обязательств».

Пора себе признаться: не существует никакой абстрактной инвестиционной привлекательности или обобщенного инвестиционного климата.

То, что в статистических отчетах мы называем «инвестициями», в реальности – тысячи рабочих мест и достаток в семьях. Поэтому давайте, говоря об инвестициях, опираться на конкретные примеры.  

Скажем, «Оренбургские минералы».

Андрей Гольм пообещал, что создаст эффективное производство, обеспечит горожан достойной работой и зарплатой, возьмет ответственность за моногород Ясный. Он это сделал. А взамен получил налоговые льготы и административную поддержку. Я помогал и буду помогать таким предпринимателям. И именно им будет «зеленый свет» в новых проектах.

И дело не в директоре Гольме. А в том, что он как грамотный управленец смог убедить инвесторов в том, что надо рассматривать город как единое целое. Как сложную систему, где все взаимосвязано. Даже из коммуналки сделал эффективное управление, забрав концессию. Заметьте, концессию, признанную лучшей в России.

И от того, какие возьмет на себя социальные обязательства работодатель, будет зависеть многое. Спокойствие на улицах наших городов, достойная старость для наших стариков, возможность отправить наших детей на летний отдых.

Но ведь есть и обратные примеры. Мы третий год спасаем инвестиционный проект по  строительству птицефабрики «Восточная». Хороший проект. Нужный для области. А потому – предусматриваем льготы, решаем инфраструктурные и финансовые вопросы, ходим по высоким кабинетам в Москве. И что в итоге?! Долги, растущие обязательства. При этом у собственника постоянно находится виноватый – то макроэкономика подкачала, то кредитор несговорчивый попался.

Возникают вопросы: а можно ли вообще считать такой подход инвестициями? И что делать в такой ситуации власти?

Решать управленческие проблемы предпринимателя – не есть задача власти. Задача власти – создать условия для успешного развития бизнеса!

В новых экономических условиях должны измениться показатели успешности. Во главу угла должны ставиться не личные доходы, а совокупный показатель, с учетом социального и инфраструктурного эффекта.

Давайте перейдем к фактам. Несмотря на кризис, нам есть о чем говорить.

2015 год доказал – оренбургский бизнес не пасует перед трудностями. Наши предприятия вложили почти 170 миллиардов инвестиций в экономику области! Темп роста составил больше 103 процентов. Региональный показатель выше общероссийского на 12 пунктов!

В 2015 году запущен ряд проектов, способных стать новыми точками роста экономики региона. Это Сорочинский маслоэкстракционный завод, гипсовый завод «Волма», солнечные электростанции, построенные ПАО «Т Плюс» и компанией «Хевел», реконструкция производства буровых замков на Орском машзаводе.

На Новотроицком заводе хромовых соединений освоено производство электролитического хрома. Нового для России продукта. В мире подобную продукцию выпускает только Китай и Япония.

Список можно продолжить. Это лишний раз доказывает: несмотря на существующие сложности – останавливаться нельзя! И эффективные собственники это понимают.

В 2016 году:

– продолжится масштабная модернизация на Гайском ГОКе;

– на Медногорском медно-серном комбинате будет завершено строительство кислородной станции.

Ждем от Завода бурового оборудования новых установок. Объективно, сегодня он – лидер в своей сфере не только в России, но и за ее пределами. Кстати, именно в эти минуты предприятие получает заслуженную награду из рук Президента Российской Федерации.

Модернизация Орскнефтеоргсинтеза позволит выпускать топливную продукцию высоких экологических стандартов.

Вкладывают беспрецедентные объемы инвестиций и наши традиционные партнеры: «Роснефть», «Металлоинвест», «Газпромнефть».

В целом же региональный реестр включает 35 приоритетных инвестиционных проектов общим объемом  – 300 миллиардов рублей.

Коллеги!

Чтобы кратно увеличить число проектов,  нужно продолжать  работать над базовыми условиями ведения бизнеса.

О снижении административных барьеров говорится уже давно. Однако административная нагрузка на бизнес, несмотря на все заявления, растет! Это недопустимо!

В прошлом году мною было подписано распоряжение о создании Штаба по улучшению инвестиционного климата. В него вошли члены Правительства, представители федеральной власти, руководители сетевых и общественных организаций. Утверждена и реализуется «дорожная карта». По сути это тактический план дальнейших инвестиционных преобразований. Каждый член Штаба несет персональную ответственность за его исполнение.

Залогом взаимодействия с бизнесом является прозрачное инвестиционное законодательство.

В 2015 году разработан новый механизм поддержки передовых промышленных предприятий – специальный инвестиционный контракт. Он дает возможность синхронизировать региональные льготы с федеральными и местными налогами, зафиксировав их на долгосрочный период.

Министерство экономического развития области совместно с министерством финансов должны в кратчайшие сроки подготовить изменения в региональное законодательство. Настойчиво рекомендую главам муниципальных образований не остаться в стороне. Знаю, в Оренбурге уже подготовлен проект решения городского совета о льготной ставке земельного налога для инвесторов. Надеюсь, депутаты сделают правильный выбор!

Коллеги!

Как вы знаете, с 2014 года проделанная регионами работа по улучшению инвестиционного климата оценивается в Национальном рейтинге. Это своего рода лакмусовая бумажка, отражающая взаимоотношения бизнеса и власти.

Из года в год мы стремимся двигаться вперед в этом направлении. Например, предельный срок получения разрешения на строительство уменьшен более чем в два раза. Но работу нужно ускорить.

Напомню, к 2018 году мы должны выйти на 56 дней!

Достигнуты значительные улучшения и по вопросам взаимодействия с сетевыми организациями.

Филиалом ОАО «МРСК Волги» -«Оренбургэнерго» разработана пошаговая инструкция для предпринимателей. Но, считаю, нужно идти дальше.

Процесс  подключения к любой инфраструктуре должен быть максимально упрощен!

В текущем году в пилотном режиме начнет действовать проект «МФЦ для бизнеса». Пока выбраны пять передовых Центров. Это МФЦ Новотроицка, Орска, Бузулука, Оренбурга и Гая. Теперь их задача – принимать документы на оказание мер государственной поддержки.  

Запрос от бизнеса на это действительно есть. Прошу министерство экономики ускорить эту работу. А сетевые организации – предусмотреть возможность подачи заявок на технологическое присоединение через МФЦ. Поверьте, к вам вопросов никак не меньше, чем к органам власти.

Корпорация развития Оренбургской области должна стать локомотивом этой работы. За 5 лет она доказала свою состоятельность. В копилке – более 50 проектов, около десятка компаний, созданных совместно с инвесторами.

Еще одним из векторов инвестиционного развития  является создание сети индустриальных парков.

В настоящее время два инвестиционных проекта включены в областной реестр индустриальных парков Оренбургской области: это «Маяк» и «Пуховый платок».

Второй можно действительно считать лучшей практикой, которую нужно масштабировать в регионе. На федеральном уровне предусмотрены меры поддержки парков. Средства есть! Все зависит от частной инициативы. Мы неоднократно говорили, что в области достаточно простаивающих цехов некогда крупных предприятий.

Предлагаю оренбургскому бизнесу вместе с главами муниципальных образований серьёзно задуматься о переформатировании бизнеса.

Друзья!

Я не устану повторять: главное наше богатство – это люди! И, уделяя внимание промышленным инвестициям, мы должны в равной мере помнить об инвестициях в социальную сферу.

В прошедшем году сданы в эксплуатацию:  

- ФОК с ледовой ареной в Бузулуке,

- ледовый дворец в Новотроицке,

- театр в Бугуруслане,

- десятки детских садов.

В 2016 году мы завершаем две крупнейшие стройки – онкологический диспансер в Орске и перинатальный центр в Оренбурге.

Задача минстроя – не сорвать сроки, а минздрава – подготовить кадровый состав для работы в новых комплексах.

Отрадно, что не только государственный, но и частный капитал начал участвовать в создании социальных объектов. Примером может служить детский сад в поселке Крона. Мы понимаем, что рентабельности такие проекты не подразумевают.

Но чтобы инициатива не угасла, Правительство области приняло решение об обнулении процентов по взятым на них кредитам. Кроме того, открыто заявляю о готовности вхождения Корпорации развития в совместные проекты, нацеленные на социальную сферу.

Это нужно нашему региону, нашим людям!

А потому призываю оренбургский бизнес посмотреть более прицельно на проекты ГЧП.

Признаю. Удается не всё. Скажем, хотели и дальше увеличивать парк региональной авиации. Но жизнь расставляет иные приоритеты. Пока покупку самолетов большей вместимости временно отложили. А вот реконструкцию взлетно-посадочной полосы аэропорта им. Юрия Гагарина и долгожданное переустройство самого аэровокзала начнем в 2016 году в рамках федеральной программы.

Говоря об инструментарии, необходимом для успешного инвестиционного развития территории, не могу не сказать о квалификации людей. И в первую очередь, об управленцах от государства. Вот уже три года как проводится обучение государственных и муниципальных служащих. Приглашаются квалифицированные консультанты. Повышают свои компетенции министры, вице-губернаторы и даже я.

Но ни один глава не задумался о своем обучении!

Видимо, не все еще поняли – будущее вверенных вам территорий зависит не только от субсидий и дотаций. Многое зависит от вашего персонального уровня. От того, какие вы создадите условия для предпринимателя. Порой, фермеру проще попасть на прием к министру или губернатору, чем к главе муниципалитета. А кто, как ни глава, должен знать в лицо каждого, реализующего бизнес в его муниципальном образовании?

Прошу учесть, уважаемые коллеги, что ваша эффективность отныне будет оцениваться по числу работающих на территории предпринимателей.

Особое внимание уделяю развитию моногородов. Именно они находятся в зоне особого риска. Но мы умеем решать подобные проблемы. Пример тому – Соль-Илецк. Но моногородов в регионе семь! Главы всех монотерриторий должны четко понять: нельзя сидеть и надеяться, что градообразующее предприятие все за них решит. От мэра в этой истории  зависит больше половины успеха.

Нужно искать новые ниши для бизнеса. Нужно думать над стратегией будущего.

Но нельзя забывать и о тактике, ведя за руку каждого, желающего и способного создать новое предприятие.

Сегодня федеральная власть дает нам в руки достаточно механизмов. Это финансирование обеспечивающей инфраструктуры, дешевые и длинные инвестиционные деньги, льготные налоги.

В развитии моногородов также необходим проектный подход. Подобная работа началась в Новотроицке с участием федерального Фонда моногородов. В процесс включился оренбургский бизнес. Хочется сказать огромное спасибо за неравнодушие.

Коллеги!

Каков бы ни был статус муниципального образования, нельзя забывать, что основа его бюджета – это малый бизнес! 

Предлагаю в новых экономических условиях относиться к нему не только как к источнику доходов, но еще и как к социальному инструменту. Когда человек остается без работы, он идет либо на биржу труда, либо в малый бизнес.

Там, где вы не можете привлечь крупные инвестиции, – собирайте мелких предпринимателей и стимулируйте на создание новых рабочих мест.  

В новых экономических условиях незначительных инвестиций не бывает. Для маленького города даже открытие бани или пекарни – это десяток рабочих мест. Пускай это будут малодоходные проекты, но рабочие места должны появляться каждый месяц. И этот показатель будет основным фактором нашего отношения к местной власти в малых городах и селах. Прирастайте малым – вот девиз текущего времени!   

Это сегодня принципиальная установка Правительства области.

В 2016 году, несмотря на сложности, мы не только сохранили, но и увеличили региональное финансирование на программу развития предпринимательства. Напомню, в прошлом году мерами поддержки воспользовались свыше тысячи предпринимателей.

Для малого бизнеса ключевым вопросом всегда остается «где взять средства?». Поэтому льготные финансовые механизмы на первом месте.

Мы продолжаем предоставлять гранты начинающим. Уже действующим – субсидируем  процентную ставку и лизинговый платеж. Вместе с тем, пришло время увеличить размер субсидий. Я уже поручил это проработать, и в ближайшее время субсидирование процентной ставки для малого бизнеса должно вырасти с 1 миллиона до полутора, а лизингового платежа – с полумиллиона до одного. Прошу Правительство области не затягивать процесс согласования!

Еще одна мера поддержки, набравшая в истекшем году двойные обороты, – это микрофинансирование. Более трехсот оренбургских предпринимателей получили льготные займы.

Учитывая, что поправки в федеральное  законодательство вступают в силу первого апреля, Гарантийный фонд и Фонд поддержки предпринимательства должны быть готовы в ближайшее время выдавать микрозаймы по новым условиям: три миллиона на три года под 9% годовых.

А министра экономического развития прошу взять этот процесс под личный контроль!

Коллеги!

Малый бизнес в существующей действительности – первый, кто попал под удар. И задача исполнительной и законодательной власти его максимально смягчить. В 2015 году был принят закон Оренбургской области о «налоговых каникулах». Мы расширили перечень видов деятельности для тех, кто хочет работать на патенте; снизили ставку для предпринимателей, находящихся на упрощенной системе налогообложения. Законодательная работа по созданию более мягких налоговых условий не должна остановиться.

Еще одна тема, которая не должна остаться не затронутой, – это проверки.  

Думаю, большинство предпринимателей со мной согласятся: зачастую методы работы наших контрольно-надзорных органов просто неадекватны. При этом контролеры нацелены не на предупреждение, а на наказание и всегда умеют находить правильное объяснение зачастую неправильным действиям.

С 1 января малый бизнес ушел на "надзорные каникулы". Предприятия не будут подвергаться плановым проверкам в течение трех следующих лет. Но вопрос по внеплановым по-прежнему открыт.

В итоге: давление на бизнес продолжает расти. Скажем, административное приостановление деятельности фактически его уничтожает! При этом органы власти назначают максимальный срок приостановления – 90 дней. В результате – убытки, невыплаты по заработной плате, закрытие…  

Считаю необходимым депутатам Законодательного Собрания области незамедлительно выступить с инициативой о снижении предельного срока административного приостановления деятельности.

Призываю областную прокуратуру и уполномоченного по защите прав предпринимателей держать руку на пульсе и не допускать произвола.  

Но и малый бизнес должен четко уяснить: дороги в городе, детские сады и коммунальная инфраструктура зависят от его ответственности по своевременной уплате налогов, от белой зарплаты и действий в рамках правового поля!

Друзья!

Как говорится, нам с вами выпало жить и работать не в самое простое для экономики время.  Переходя от текущего момента к стратегии будущего, хотел бы особо подчеркнуть: у Оренбуржья есть всё, чтобы побороться за лидерство во многих сферах науки и производства!  

Мы традиционно имеем высокий уровень образования, развитый научный потенциал, зрелые технологические структуры, богатые природные ресурсы.

Но реализацию этих предпосылок может определить только активная научно-техническая, финансовая и политическая позиция.

В эту работу должны включиться все: от студента до собственника предприятия, от банкира до губернатора. Пора всерьез заняться воспитанием и привлечением «интеллектуального капитала» в регион. А это невозможно без поддержки талантливой молодежи, без создания так называемого «инновационного лифта».

В  Оренбурге на базе бизнес-инкубатора уже третий год работает представительство Фонда содействия инновациям. Ярким положительным примером является Рамиль Рахматуллин, которому фонд помог стартовать.

Одновременно региональное министерство образования финансирует гранты на фундаментальные разработки. Эксперты оценивают их, тратятся бюджетные средства. А результата в виде внедрений в экономику нет!

Поручаю министру образования области совместно с ректорами высшей школы и Союзом промышленников и предпринимателей пересмотреть свою работу и сформировать конкретный план действий по развитию технологических компетенций Оренбуржья.

Коллеги!

Наша Стратегия качества и эффективности опирается на ценности, независящие от политики и курса валют. А именно – на компетентных людей, на конкретные программы, на работающие законы, на перспективные проекты развития.

В 2010 году каждый выбранный глава муниципалитета получил из моих рук «Книгу обещаний». За пять лет много воды утекло. И обещаний тоже. Но те, кто их сдержал, получили мою поддержку в 2015. Потому как любой в инвестиционной команде: чиновник, предприниматель, политик – должен нести ответственность за свои слова. Только так можно улучшить инвестиционный климат.  

Завершая, хотел бы еще раз вернуться к мысли, с которой начал выступление. Мы в новой экономической реальности. Теперь власть станет более жесткой к тем, кто не выполняет взятые на себя обязательства. И более лояльной к тем, кто учитывает социальные и инфраструктурные интересы общества и государства.

Инвестиционное лидерство трансграничного региона – это вызов, который стоит сегодня перед экономикой Оренбуржья. Наш регион активно завоёвывает позиции торгового, культурного и коммуникационного центра России.

«Оренбуржье – сердце Евразии» – это не просто запатентованное название. Это смысл и содержание для дальнейшего развития.

Ведь, как известно, мы не получили эту землю в наследство от предков – мы одолжили ее у наших детей. И чтобы через годы передать им наш регион процветающим, мы должны это процветание обеспечить.

Это большая совместная ответственность, и это большой труд.

Но в этом зале собрались квалифицированные специалисты, которые имеют соответствующие амбиции, имеют трудолюбие.

А потому – Вперед!

За работу!

версия для печати