Выступления, интервью > Губернатор 

Выступление Губернатора Оренбургской области Ю.А. Берга на учебно-методическом сборе по подведению итогов деятельности Оренбургской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

Дата: 22.12.2016

Выступление Губернатора Оренбургской области Ю.А. Берга на учебно-методическом сборе по подведению итогов деятельности Оренбургской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и выполнения мероприятий гражданской обороны в 2016 году, а также по постановке задач на 2017 год

22 декабря 2016 г., г. Оренбург

 

Уважаемые коллеги!

 

Учебно-методический сбор в канун Нового года – мероприятие обязательное. Традиционно мы подводим годовые итоги работы по защите населения и территории области от чрезвычайных ситуаций и определяем на ближайшее будущее задачи, которые необходимо решить в первую очередь.

Подчеркну, что вопросы ГО и ЧС являются приоритетными как для Правительства Оренбургской области, так и для всех областных и муниципальных органов власти, всех организаций и ведомств.

Несмотря на экономические сложности, в области выполнены все запланированные мероприятия по защите населения и территорий, в том числе по отраслям экономики и в социальной сфере. Проводилась плановая работа по недопущению аварий и сбоев в системах жизнеобеспечения.

И все же уходящий год оказался для нас непростым, в особенности период с января по март. Напомню, что за это время на территории области пять раз вводился режим чрезвычайной ситуации и дважды режим повышенной готовности. В этих режимах органы управления и силы региональной системы РСЧС функционировали в общей сложности 30 суток.

2016 год отметился не только сильными снегопадами и метелями. Несколько территорий области попали в зону разрушительных летних ураганов. Были случаи масштабных природных пожаров. Случались крупные аварии в жилищно-коммунальном хозяйстве, в том числе зимой, в период низких температур.

Так, в Сакмарском районе 15 декабря из-за нарушений в работе котельной временно не работало отопление в 12 многоквартирных домах поселка Жилгородок.

17 декабря в Бузулуке из-за аварии в котельной была угроза оставить без тепла 112 многоквартирных домов, где живут почти 16 тысяч человек, и 13 социальных объектов.

Общими усилиям последствия этих аварий были устранены в режиме ЧС.

В целом практика показывает, что уменьшение негативных последствий ЧС, успешная их ликвидация возможны лишь тогда:

- когда, во-первых, на местах в полном объеме выполняются все необходимые мероприятия по защите населения и территории;

- и, во-вторых, когда четко действуют органы власти всех уровней, функциональные подсистемы и звенья Оренбургской территориальной системы РСЧС.

Собственно, этим вопросам и посвящен наш сегодняшний сбор.

С учетом уроков уходящего года, я остановлюсь на самых ответственных направлениях.

Первое. Каждая зима в Оренбуржье – это серьезный экзамен для всех нас. Важнейшими задачами органов власти и управления в зимний период являются:

- обеспечение бесперебойной работы жилищно-коммунального хозяйства;

- бесперебойное энерго-, газо-, тепло- и водоснабжение жилья и объектов социальной сферы;

- повышенная готовность всех аварийных служб.

Муниципальным органам власти, руководству городов и районов необходимо держать сферу жизнеобеспечения на особом контроле. Нужно иметь в виду, что сбои и аварии здесь могут разрастись до чрезвычайных ситуаций.

Не менее важным в зимний период является обеспечение безопасности на автодорогах. Региональные и муниципальные органы власти и управления должны сделать для этого все необходимое, начиная с круглосуточного контроля за обстановкой на дорогах. А при снегопадах и снежных заносах незамедлительно мобилизовать необходимые силы и средства на расчистку дорог и оказание помощи людям. На проблемных участках автодорог нужно оперативно ограничивать движение автотранспорта, разворачивать пункты обогрева, обеспечивать эвакуацию людей в пункты временного размещения, решать вопросы их питания и медицинского обслуживания.

Также напоминаю всем о необходимости оперативной расчистки от снега улиц, тротуаров, внутридомовых территорий, проездов ко всем социально-значимым объектам и пунктам энергообеспечения. Территориальные силы должны быть готовы в кратчайшие сроки, в любое время суток незамедлительно реагировать на критические ситуации.

Второе, на что обращаю особое внимание, – это на проблемы, связанные непосредственно с жизнью и здоровьем людей.

Возьмем пожарную безопасность. По состоянию на 20 декабря в области произошло 2019 пожаров, на которых погибли 118 человек, в том числе 7 детей, и получили травмы 176 человек.

Рост числа пожаров, особенно бытовых, происходит в осенне-зимний период. С начала отопительного сезона практически ежедневно отмечаются случаи возгораний жилых домов, хозяйственных строений. Только в декабре по области произошло 148 пожаров, что более чем на 66% (66,2) превышает показатель аналогичного периода прошлого года. За декабрь на пожарах погибли 9 человек.

Причинами бытовых пожаров в большинстве случаев являются человеческий фактор, грубые нарушения правил безопасности, неисправности в системах электро-, газоснабжения и отопления, низкий уровень знаний правил пожарной безопасности.

Органам власти на местах нужно активизировать разъяснительную и профилактическую работу. Необходимо оказать помощь в обеспечении противопожарных мер в домах  нуждающихся, в первую очередь – одиноких престарелых граждан, инвалидов, малообеспеченных многодетных семей.

Нужно более активно заниматься вопросами противопожарной защиты территорий, развитием добровольной пожарной охраны, особенно в сельской местности.

Говоря о безопасности людей, нельзя обойти вниманием дорожно-транспортный травматизм. С начала года в Оренбургской области произошло 2189 ДТП, в которых погибли 293 человека и получили ранения 2906 человек. В числе погибших 13 детей!

Не меньшую тревогу вызывает проблема безопасности на водных объектах. В этом году в области отмечен рост происшествий на воде и числа погибших. В реках и водоемах утонули 112 человек, что на 24% превысило цифры 2015 года (86 человек). В числе погибших – 12 детей, тогда как в 2015 году утонувших было четверо.

Всего в 2016 году на пожарах, в ДТП и на воде погибли 523 оренбуржца, в том числе 32 ребенка. Получили травмы разной степени тяжести 2943 человека.

Руководители областных министерств и органов управления, руководители муниципальных образований должны сделать выводы из этой печальной статистики. Чтобы согласно ведомственной ответственности в полной мере обеспечить осуществление мер пожарной безопасности, организацию безопасности дорожного и пешеходного движения и обеспечение безопасности на водных объектах.

Третье, на что я обращаю внимание представителей органов власти всех уровней, в том числе муниципального – это обеспечение комплексной безопасности в учреждениях образования, здравоохранения, социальной защиты, культуры, спорта, то есть на всех объектах массового либо круглосуточного пребывания людей.

Комплексная  –  значит, учитывающая все аспекты, включая пожарную безопасность, качество питания, температурный режим в помещениях, устойчивое энергоснабжение и так далее.

Ответственность за соблюдение мер безопасности и обеспечение оперативного реагирования при угрозе возникновения ЧС в первую очередь ложится на руководителей этих учреждений. И спрашивать будем жестко!

Четвертое – подготовка к весеннему паводку.

Паводок 2016 года, несмотря на большие запасы снега, прошел довольно спокойно, без серьезных угроз для населения и территорий.

Но это никого не должно расхолаживать. Всем нам известны годы, когда даже после малоснежной зимы паводок был чрезвычайно сложным.

Многие населенные пункты области находятся в зонах возможного негативного воздействия паводка. Вы их все по своим муниципалитетам знаете.

И главная задача для вас – заблаговременно подготовиться к весеннему половодью, в полном объеме провести необходимые защитные и превентивные мероприятия на проблемных направлениях и участках, обеспечить населенные пункты средствами спасения на воде.

Также необходимо держать на контроле состояние гидротехнических сооружений и плотин, готовить их к приему и пропуску весенних вод.

Следует активно привлекать население к выполнению мероприятий по защите от паводка, по обеспечению собственной безопасности и сохранности своего имущества.

В общем, к весне нужно готовиться уже сейчас!

И, наконец, пятое – эффективность РСЧС.

У нас накоплен опыт работы по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности. Но есть и немало вопросов, над которыми предстоит работать органам власти всех уровней, областной комиссии по чрезвычайным ситуациям, Главному управлению МЧС России по Оренбургской области, департаменту пожарной безопасности и гражданской защиты.

Обильные снегопады, заносы и низкие зимние температуры, весенний паводок, летние природные пожары, ураганы и ливни – все это обыденные, периодически повторяющиеся у нас явления.

Нужно целенаправленно, с учетом возможных угроз повышать эффективность деятельности служб и звеньев РСЧС областного и муниципального уровней, районных, городских, поселковых и сельских органов власти.

И здесь не надо кивать на недостаток средств, здесь нужно грамотно и ответственно исполнять на местах определенные законодательством полномочия, обеспечивать грамотное планирование и взаимодействие всех имеющихся в муниципалитете сил – как предприятий и организаций, так и населения.

На всех уровнях управления необходимо иметь проработанные планы предупреждения чрезвычайных ситуаций и привлечения аварийно-спасательных служб и сил РСЧС. Нужно выработать алгоритм межведомственного взаимодействия по ликвидации последствий ЧС и аварий, по оказанию помощи пострадавшим.

Если вопросы, о которых я говорил выше, не будут своевременно решены, то даже незначительные сбои в сфере жизнеобеспечения могут вырасти до масштабов чрезвычайной ситуации, обернуться бедствием для населения, нанести ущерб экономике территории.

Что касается ближайшей перспективы, то нам предстоит один из самых сложных периодов с точки зрения безопасности населения. В новогодние праздники органам власти и органам управления на местах необходимо взять под особый контроль места проведения массовых мероприятий и обеспечить в них весь комплекс мер безопасности.

Нужно сделать так, чтобы праздники не были омрачены трагедиями и чрезвычайными ситуациями. Это важнейшая для нас задача!

И, в завершение выступления, я поздравляю участников сбора с наступающим профессиональным праздником – Днем спасателя (27 декабря) и с наступающим Новым Годом и Рождеством!

Желаю вам и вашим близким здоровья, благополучия и успехов в работе! Пусть новогодние дни будут для вас по-настоящему праздничными!

Спасибо за внимание!

 

версия для печати

статьи