Выступления, интервью > Губернатор 

Выступление на пленарном заседании Областного съезда по вопросам эффективного взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления, образовательных организаций, семьи и общественности в сфере воспитания детей и молодежи

Дата: 11.12.2015

Уважаемые друзья!

Искренне рад приветствовать вас на областном съезде, посвященном вопросам воспитания. Отмечу – жизненно важным вопросам!

И разговор о них начну со слов Президента России Владимира Владимировича Путина, в которых он определил саму суть работы с детьми и молодежью: «Если мы с вами не сможем сформировать, воспитать хорошего специалиста - у нас, конечно, не будет будущего. Это очевидный факт. Если мы не воспитаем человека самодостаточного, но осознающего себя частью большой, великой, многонациональной и многоконфессиональной общности, если мы этого не сделаем – у нас с вами не будет страны!» Таким образом, наше общество должно получать высоконравственного человека и крепкого профессионала, готового к самостоятельной жизни. Это в идеале.

Действительность же такова, что до идеала пока далеко. О том, как обстоят дела по разным направлениям воспитательного и образовательного процессов, о роли общественных институтов и властных структур в деле воспитания молодого поколения вы сегодня говорили на профильных секциях съезда. Задача пленарного заседания – обобщить опыт секций, привести к единому знаменателю, определить алгоритмы взаимодействия на будущее. Не сомневаюсь, что участники съезда смогут все это сделать. А чтобы настроить вас на эту важную работу, поделюсь с вами своим видением проблем воспитания.

Сначала скажу несколько слов о молодежи. Каким бы совершенным ни было общество, в нем всегда находятся те, кто критикует молодежь, обвиняет молодых людей в нигилизме, в пренебрежении базовыми человеческими ценностями и потере нравственных ориентиров. Не стану уподобляться подобным критикам. Проблема отцов и детей была и будет актуальной во все времена.

Коллеги!

Вспомните себя в 17 лет, это поможет чуть лучше понять нашу молодежь, которая, как и всякая социальная группа, неоднородна по своим характеристикам. В молодежной среде преобладают позитивные тенденции. Говорю это с уверенностью, потому что часто общаюсь с молодыми людьми на различных мероприятиях и регулярно встречаюсь с молодежным активом области.

Опыт личного общения и результаты социологических исследований, свидетельствуют, что молодежь продолжает оставаться, как раньше говорили, авангардом общества.

В последние годы именно в этой среде чаще проявляется отечественный инновационный потенциал. Здесь растет уровень гражданской ответственности, увеличивается число социально активных, то есть инициативных, самостоятельных и практичных молодых людей, ценящих качественное образование, по-хорошему настроенных на успешную карьеру, приверженцев здорового образа жизни. Проще говоря – людей, отвечающих за свою судьбу.

В то же время нельзя забывать, что молодежь в силу возраста бывает склонна к эгоцентризму и нонконформизму, не обладает серьезным жизненным опытом. Это зачастую приводит к тому, что у молодежи смещаются ценностно-смысловые ориентиры. К тому же на фоне социально-экономических процессов в постсоветском пространстве произошло социальное расслоение общества, которое также отразилось на молодежном сознании.

Под воздействием этих негативных факторов часть молодежи составляет так называемые «группы риска», ухудшается состояние физического и психического здоровья молодого поколения, проявляются такие социальные недуги, как наркомания и алкоголизм. Имеют место маргинализация и криминализация молодежной среды.

Вот данные за 11 месяцев 2015 года. В Оренбургской области наметилась тенденция роста преступности несовершеннолетних на 27%. Ими или с их участием совершено 890 преступлений.

Вместе с тем, наблюдается снижение количества подростков, совершивших преступления в состоянии наркотического опьянения, на 23% (с 13 до 10 человек). Однако произошел рост по количеству подростков, совершивших преступления в состоянии алкогольного опьянения на 11,9% (с 118 до 132 человек). Работающими несовершеннолетними совершено преступлений на 64% меньше. Отмечу, этот показательный факт.

Это – подростковая среда, но и в старших возрастных группах есть факты деформации духовно-нравственных ценностей, утери моральных ограничителей, проявлений правового нигилизма, социального безволия, «стадного» инстинкта и безответственности. Так, есть единичные факты участия молодых оренбуржцев в действиях незаконных вооруженных формирований так называемого ИГИЛ.

Коллеги!

Конечно, я привел полярно отрицательные примеры, и большинство наших молодых людей находятся далеко в стороне от этих негативных тенденций. Но мы должны бороться за умы каждого представителя подрастающего поколения.

Сегодня молодежь – это та целевая группа, о социальном и нравственном благополучии которой должны заботиться все, кто заинтересован в развитии и процветании России, то есть перечисленные в названии нашего съезда органы государственной власти и местного самоуправления, образовательные организации, каждая семья и каждый социальный институт.

Назову три основы современного процесса воспитания молодежи: это – во-первых, семья; во-вторых – система образования и, в-третьих, общество со всеми его институтами. Это равноправные и – главное! – равно ответственные участники воспитательного процесса.

Начну с семьи. Помните слова Антуана де Сент-Экзюпери – мы родом из детства. А детство – это семья, это мама и папа, которые с первых шагов и первых слов ребенка являются для него примером. Это самые родные люди, под влиянием которых формируется характер человека. Сегодня мы идем по пути восстановления традиционных семейных ценностей, возврата к культу семьи. К сожалению, даже полдороги еще не прошли. Проблем много: здесь и семьи социального риска, и сожительство, которое у нас любят называть гражданским браком, и сиротство – по потере родных и социальное, при живых родителях, и западная пропаганда всякой гадости.

Уверен, что совместными усилиями мы решим все эти проблемы. Да это процесс небыстрый, но необратимый. Вы знаете, что сегодня в области получил развитие институт приемных и патронатных семей, которые способны дать детям-сиротам человеческое тепло и домашний уют. Знаете, сколько структур власти и общественности задействовано в помощи социально незащищенным семьям. Какой масштаб освещения в прессе конкурсов «Самая успешная семья» и праздников близнецов «Двойная радость». Наконец, знаете, что мы не экономим на поддержке материнства и детства и курируем практически каждую многодетную семью. Что решаем острые социальные вопросы, например, вопрос обеспеченности маленьких оренбуржцев местами в детсадах. Все это – фрагменты большой и ответственной работы, которая идет в области. Можно ли усилить ее эффективность? Можно!

Уважаемый родительский актив! Ваш опыт и ваши инициативы должны послужить примером взаимодействия родительской общественности как представителей семьи с остальными участниками воспитательного процесса.

Далее у нас идет система образования, начиная с дошкольного и дополнительного и заканчивая общим и высшим. На всех этапах образовательной лестницы ребенок приобретает необходимые навыки и знания, которые также помогают в формировании его характера. А вот формирование мировоззрения и усвоение базовых ценностей – это уже уровень школы. К сожалению, и сегодня слишком многие из наших сограждан кивают на школу как на главного воспитателя, тем самым устраняясь от участия в воспитательном процессе.

Да! Воспитание – важная составляющая общеобразовательного процесса, но не единственная. Прежде всего, школа – это знания, необходимый объем которых каждый ученик должен вынести из школьных стен. О качестве знаний наших учеников можно судить по результатам Единого госэкзамена. Наш регион по итогам ЕГЭ уже не первый год входит в группу лидеров.

Теперь о главной фигуре в школьном образовании. Это, несомненно, учитель! О потенциале нашего учительства свидетельствуют вот такие цифры. Из более чем 16 тысяч (16 077) учителей общеобразовательных организаций области 13 776 человек, или 86% имеют высшее образование, 2218 человек (14%) – среднее профессиональное. 12 936 учителей, или 80% имеют квалификационные категории. Из них на высшую категорию защитились 3357 человек (21 %), на первую – 9180 человек (57%), и на вторую – 399 человек (2,5 %). Количество «условных специалистов», то есть преподающих без профильного образования, на сегодняшний день составляет 8%.

На сегодняшний день 98% педагогических работников школ и 100% воспитателей детских садов прошли обучение по программам, ориентированным на введение нового образовательного стандарта. Думаю, цифры здесь красноречивее слов.

Но и к школьной программе, если говорить о воспитании, есть что добавить. Владимир Владимирович Путин, говорил, что надо «восстановить престиж и актуальность обучения прикладным квалификациям. Привязать их к конкретным технологиям, представленным на рынке. И обучение вести, как правило, на базе полноценного среднего образования, получаемого в школе. В этом случае потребуется не 3 – 4 года, как сейчас, а не больше года, а иногда и полгода. Зато это будет действительно напряженный учебный труд – на реальных рабочих местах, с лучшими профессионалами в качестве наставников. И получать такую подготовку человек сможет не раз в жизни, а по мере необходимости, столько раз, сколько нужно. Создавать такие центры надо совместными усилиями государства и работодателей. Профлицеи и колледжи станут многопрофильными центрами, где проводится обучение по широкому набору таких программ. Разумеется, делать это надо осторожно, не ломая сложившихся форм там, где они работают эффективно».

О системе профобучения, учитывающей потребности областной экономики разговор идет давно. Что касается школьных рамок, то тут мы прорабатываем варианты профориентации и начальной профподготовки, пробуем их на практике.

В прошлом учебном году 6423 ученика (3,2% от общего числа) прошли допрофессиональную и профессиональную подготовку по 14 рабочим специальностям. В настоящее время профессиональные навыки получают более чем 630 старшеклассников в 34 школах 14 муниципальных образований области. А есть еще действующие в летний период 52 ученические производственные бригады, в которых трудятся свыше 2500 школьников из 15 муниципальных образований. Есть наши агроклассы и другие формы трудового воспитания и профессиональной подготовки.

Отмечу, что эти занятия идут не в ущерб образовательной программе. Сегодняшние школьники испытывают серьез-ные учебные нагрузки, и перегружать их никому не позволено. Но трудовое воспитание, наряду с умением работать руками, сегодня нам крайне необходимо. А то я знаю, есть педагоги, которые используют работу по классу в качестве наказания за неважные оценки. Этого ни в коем случае делать нельзя! Труд должен быть в радость, а не из-под палки.

Как усовершенствовать систему трудового воспитания и начальной профориентации сегодня тоже обсуждали на рабочей секции съезда. Теперь профессионалы проработают предложения делегатов, и, надеюсь, толк от этого будет.

Говоря о воспитании, нельзя не упомянуть наше дополнительное образование и спортивные секции и клубы. Заполняя досуг молодежи полезными для развития и здоровья занятиями, кружки, секции, клубы по интересам также несут серьезную воспитательную нагрузку. Но и эти направления воспитательной работы могут быть усилены.

И наконец, третий участник воспитательного процесса – общество. Здесь будет уместно говорить о воспитании человека – гражданина и патриота своей страны.

Сегодня мы все чаще апеллируем к советскому прошлому, вспоминая лучший опыт воспитания гражданственности. Уверен, что опыт пионерии имеет полное право на возрождение, но с учетом корректив по идеологии.

Утратив советскую идеологическую вертикаль, наше общество испытало настоящий культурный шок. Тем не менее, мы быстро оправились от этого потрясения, и на сегодня в обществе уже есть понимание новой идеологии. Причем идеологии в самом хорошем смысле этого слова. В ее основе:

- патриотизм, основанный на знании нашей истории, от истории своей семьи до истории Отечества;

- гуманизм, который несет в себе каждая из традиционных религий;

- интернационализм как исторически сложившаяся составляющая российского менталитета;

- традиционный культ семьи, о котором я говорил выше;

- гражданская активность и общественная работа, как одно из ее проявлений.

Добавлю, что в воспитании гражданской активности и патриотизма задействованы детские общественные организации, поисковики, волонтеры, студотрядовцы, молодежные объединения, включая молодежные правительство, парламент и избирком. В этой работе живейшее участие принимают казачество и военные, профессиональные сообщества и творческие союзы, Правительство и Законодательное Собрание Оренбургской области, органы местного самоуправления и региональные структуры федеральных органов власти.

Я искренне желаю успехов всем участникам сегодняшнего съезда и не сомневаюсь, что его итогом станет повышение эффективности взаимодействия всех участников воспитательного процесса.

А в качестве примера мероприятия патриотической направленности мы сегодня проведем традиционное торжественное вручение паспортов юным гражданам Российской Федерации.

Дорогие ребята!

Поздравляю вас с получением главного документа россиянина! Всегда будьте достойны славы нашей великой страны и славы нашего великого народа, народа-труженика, народа – победителя фашизма! Успехов вам в учебе!

версия для печати

статьи