Прогноз циклических чрезвычайных с... 

1. Анализ отопительного сезона 2015–2016 гг.

 

Работы по подготовке объектов жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и социальной сферы к осенне-зимнему периоду 2015/2016 гг. выполнялись в соответствии с постановлением Правительства Оренбургской области от 21.05.2015 № 386-п «О подготовке жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы к работе в осенне-зимний период 2015/2016 года» и которым был утвержден план подготовки объектов ЖКХ и социальной сферы к осеннее-зимнему периоду (далее – ОЗП).

Указом Губернатора от 11.06.2008 № 77-ук создана областная межведомственная комиссия по подготовке объектов ЖКХ и социальной сферы к ОЗП (корректировка - Указ губернатора от 29.09.2011 № 718-ук). В состав комиссии входит представитель Главного управления МЧС России по Оренбургской области.

Во всех муниципальных образованиях области созданы и работают комиссии по оценке готовности к отопительному сезону.

Контроль подготовки объектов жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы осуществляет министерство строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области.

Был сформирован аварийный запас материально-технических ресурсов за счет средств областного бюджета на 27,2 млн. рублей за счет средств муниципальных образований и предприятий ЖКХ области на общую сумму 88,5 млн. рублей.

На проведение капитального ремонта и модернизацию объектов ЖКХ, в том числе в рамках реализации различных программ, привлечены средства муниципальных образований и предприятий жилищно-коммунального хозяйства в размере 1119,59 млн. руб.

Реализация программ способствовала повышению энергоэффективности, а также устранению потерь, снижению аварийности, физического износа оборудования и инженерных коммуникаций коммунального хозяйства области, что обеспечило надежность прохождения отопительного сезона.

При подготовке объектов жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы к отопительному сезону 2015/2016 гг. большая часть финансовых средств была направлена на проведение капитального ремонта жилого фонда.

По программе капитального ремонта многоквартирных домов в рамках реализации Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О фонде содействия реформированию ЖКХ» был проведен капитальный ремонт кровель на многоквартирных домах 100 %.

Контроль хода подготовки жилищного фонда области к работе в осенне-зимний период 2015/2016 гг. осуществляла государственная жилищная инспекция по Оренбургской области.

Все отопительные котельные переведены на природный газ и к началу отопительного сезона заготавливается только резервное топливо (топочный мазут). Для бесперебойной работы котельных было заготовлено 75 тыс. тонн топочного мазута (100 %).

Кроме того, наличие на территории Оренбургской области предприятий нефтегазодобывающей отрасли обеспечивает возможность пополнения топливных ресурсов в течение отопительного сезона.

На территориях муниципальных образований области готовы к работе 108 стационарных и 276 передвижных резервных источников электроснабжения мощностью от 5 до 500 кВт. В котельные и мини-котельные, не имеющие резервное электроснабжение, поставляются передвижные источники электроснабжения из специализированных организаций на договорной основе.

Территориальное распределение передвижных резервных источников электроснабжения составляет: Центральная зона - 81 ед., Восточная зона - 69 ед., Западная зона - 126 ед.

Основной проблемой оставалась задолженность за потребленные теплоэнергоресурсы.

На объектах топливно-энергетического комплекса сформированы бригады для выполнения аварийно-восстановительных работ, обеспеченные необходимыми материально - техническими средствами и спецтехникой. В соответствии с графиками проведены тренировки по действиям персонала при возникновении аварийных ситуаций в условиях низких температур наружного воздуха.

В соответствии с графиком совместных тренировок ФКУ «ЦУКС ГУ МЧС России по Оренбургской области» с ЕДДС муниципальных образований, утвержденным первым вице-губернатором Оренбургской области, проводятся тренировки на тему «Действия органов управления ОТП РСЧС при возникновении аварий на системах ЖКХ».

                                                                                                    Таблица 1

Готовность объектов ЖКХ и социальной сферы составляла:

 


Наименование объектов ЖКХ

Всего

Необходимо подготовить

Подготовлено для работы в зимних условиях

Процент выполнения задания

Котельные

2544

2544

2544

100%

ТЭЦ

6

6

6

100%

ГРЭС

1

1

1

100%

ДЭС

276

276

276

100%

Теплосети

 

 

 

 

всего

2447

2447

2447

100%

в т.ч. ветхие

48,23

48,23

48,23

100%

Тепловые насосные станции

11

11

11

100%

ЦТП

202

202

202

100%

Водозаборы

1415

1415

1415

100%

Очистные станции

8

8

8

100%

Водопроводы

 

 

 

 

всего

10999

10999

10999

100%

в т.ч. ветхие

2369

95

95

100%

Насосные станции водопровода

103

103

103

100%

Электрические сети

 

 

 

 

всего

45833

45833

45833

100%

в т.ч. ветхие

396,1

396,1

396,1

100%

Трансформаторные подстанции

11672

11672

11672

100%


 

 

Приказом Минэнерго России от 12.03.2013 № 103 утверждены Правила оценки готовности к отопительному периоду. По результатам работы комиссий – 100 % потребителей, теплоснабжающих и теплосетевых организаций, а также муниципальные образования получили паспорта готовности.

За истекший осенне-зимний период в коммунальном хозяйстве были зарегистрированы аварии, не достигшие критериев чрезвычайных ситуаций. (таблица 2).

 

Таблица 2

Сведения о количестве аварийных ситуаций в период с октября 2015 по

март 2016 года на территории Оренбургской области

по сравнению с периодом октябрь 2014 года по март 2015 года

 

Анализируемый период отопительного сезона

Количество аварийных ситуаций/

количество аварий за аналогичный период прошлого года

на системах газоснабжения

на системах водоснабжения

на системах электроснабжения

централизованного теплоснабжения

Октябрь

0 (АППГ – 1)

3 (АППГ – 3)

4 (АППГ – 2)

1 (АППГ – 1)

Ноябрь

0 (АППГ – 1)

1 (АППГ – 1)

9 (АППГ – 0)

0 (АППГ – 1)

Декабрь

0 (АППГ – 1)

5 (АППГ – 2)

2 (АППГ – 3)

0 (АППГ – 0)

Январь

0 (АППГ – 1)

2 (АППГ – 4)

3 (АППГ – 4)

2 (АППГ – 0)

Февраль

1 (АППГ – 0)

4 (АППГ – 3)

6 (АППГ – 1)

0 (АППГ – 1)

Март

4 (АППГ – 0)

6 (АППГ – 4)

8 (АППГ – 0)

0 (АППГ – 1)

 

Эпидемиологическая обстановка на территории области в осенне-зимний период 2015-2016 года оставалась стабильной. ЧС биолого-социального характера не зарегистрировано.

Эпидемический подъём заболеваемости гриппом и ОРВИ в эпидсезон 2015-2016 гг., был средней интенсивности. Характерными его чертами являлись широкое распространение заболеваемости на всей территории области, короткий период подъема, стремительное нарастание заболеваемости и включение в эпидемический процесс всех возрастных групп населения. Умеренность характера эпидпроцесса в сезон 2015-2016 годов в значительной мере обусловлена высоким уровнем охвата профилактическими прививками. Против гриппа сезонного гриппа привито свыше 640 тыс. человек или 31,9 % от общей численности населения области.

Эпизоотическая ситуация в осенне-зимний период была стабильной, ЧС, обусловленных заболеваниями животных не зарегистрировано. В прошедший период  количество неблагополучных пунктов по бешенству животных снизилось.

6.jpg

 

2. Прогноз циклических ЧС на территории Оренбургской области

на осенне-зимний период 2016 – 2017 гг.

 

Анализ базы данных и прогнозных таблиц вероятностей возникновения чрезвычайных ситуаций показывает, что в прогнозируемый период территория Оренбургской области в меньшей степени подвержена ЧС природного и биолого-социального характера. В осенне-зимний период регистрируется в среднем около 4 ЧС техногенного характера, до одной ЧС природного характера и до одной ЧС биолого-социального характера.

Анализ статистической информации о количестве пожаров техногенного характера показывает, что максимум таких пожаров приходится на октябрь, по-прежнему он занимает первое место в разрезе года. В октябре с вероятностью 1,0 пожары прогнозируются в городах: Бугуруслан, Бузулук, Медногорск, Новотроицк, Орск, Оренбург и районах: Адамовский, Бузулукский, Кваркенский, Кувандыкский, Оренбургский, Переволоцкий, Сакмарский, Саракташский, Соль-Илецкий, Сорочинский.

 

5.jpg

 

На осенне-зимний период приходится пожарный максимум на объектах экономики. Три первых места по таким пожарам занимают март, февраль, январь соответственно. Вероятность возникновения таких пожаров в марте – 0,73, по статистическим данным наиболее вероятны: в г.Оренбург (0,39), г. Орск (0,26), г.Бугуруслан (0,1), г.Гай (0,1), Красногвардейском районе (0,1), Кувандыкском районе (0,1), Оренбургском (0,1).

 

4.jpg

 

Неблагоприятные метеорологические условия осенне-зимнего периода и технологический износ объектов жизнеобеспечения обуславливают высокую вероятность возникновения ЧС, вызванных авариями на коммунальных системах. По таким авариям осенне-зимний период сохраняет свои лидирующие позиции. Зимние месяцы и март находятся на первом месте с вероятностью 0,99. По статистическим данным такие аварии в осенне-зимний период регистрировались:

– в октябре в Акбулакском, Беляевском, Гайском, Домбаровском, Илекском, Кваркенском, Новоорском, Октябрьском, Оренбургском, Первомайском, Переволоцком, Саракташском, Соль-Илецком, Сорочинском, Ясненском районах и гг.Бугуруслан, Гай, Орск и Оренбург;

– в ноябре в Бузулукском, Грачевском, Илекском, Красногвардейском, Курманаевском, Новоорском, Оренбургском, Первомайском, Пономаревском, Светлинском, Соль-Илецком, Сорочинском, Ташлинском районах и гг. Кувандык, Новотроицк, Орск, Оренбург;

– в декабре в Беляевском, Бугурусланском, Гайском, Домбаровском, Илекском, Кувандыкском, Курманаевском, Новоорском, Новосергиевском, Оренбургском, Первомайском, Светлинском, Северном, Соль-Илецком, Ташлинском, Ясненском районах и гг. Бузулук, Гай, Новотроицк, Орск и Оренбург;

– в январе в Абдулинском, Акбулакском, Беляевском, Бузулукском, Гайском, Илекском, Кувандыкском, Новоорском, Оренбургском, Переволоцком, Пономаревском, Соль-Илецком, Ташлинском и Ясненском районах и гг. Бузулук, Гай, г.Новотроицк, г.Орск, г.Оренбург;

 

3.jpg

 

– в феврале в Абдулинском, Адамовском, Бузулукском, Гайском, Грачевском, Домбаровском, Кваркенском, Курманаевском, Матвеевском, Новоорском, Октябрьском, Оренбургском, Переволоцком, Саракташском, Соль-Илецком, Ясненском районах и гг. Бугуруслан, Гай, Медногорск, Новотроицк, Орск и Оренбург;

– в марте в Адамовском, Акбулакском, Бугурусланском, Гайском, Грачевском, Кваркенском, Матвеевском, Новоорском, Октябрьском, Оренбургском, Переволоцком, Пономаревском, Саракташском, Светлинском, Соль-Илецком, Ташлинском, Тюльганском, Ясненском районах и гг. Гай, Кувандык, Орск и Оренбург.

В осенне-зимний период существует риск возникновения чрезвычайных ситуаций на транспорте. На транспортных сообщениях перерывы в движении могут быть обусловлены выпадением сильного снега и низкими температурами.

Происшествия на железно-дорожном транспорте в осенне-зимние месяцы регистрировались на территориях: Абдулинского района (два случая за период наблюдений с 1999 года), Асекеевского района (четыре случая за период наблюдений с 1999 года), Оренбургского района (два случая за период наблюдений с 1999 года), г.Оренбург (четыре случая за период наблюдений с 1999 года), Сакмарского района (один случай за период наблюдений с 1999 года), Тюльганского района (один случай за период наблюдений с 1999 года), Курманаевского района (один случай за период наблюдений с 1999 года) и г. Орск (три случая за период наблюдений с 1999 года).

Существует вероятность аварий и происшествий на воздушном транспорте. Такие аварии в прогнозируемый период вероятны: в декабре с вероятностью 0,26 (второе место из четырех в разрезе года); ноябре с вероятностью 0,1 (третье место); октябре, январе, феврале и марте – все три месяца с одинаково малой вероятностью таких происшествий (по одному случаю с 1998 года) располагаются на последнем четвертом месте.

В осенне-зимний период наблюдается уменьшение общего количества ДТП с гибелью людей (диаграмма), но по ДТП с тяжкими последствиями, достигающими критериев ЧС, в этот период сохраняется высокая вероятность их возникновения. Январь вышел на первое место и делит его вместе с августом в разрезе года по статистике за девятнадцать лет, в январе зарегистрированы 7 таких ЧС, вероятность составляет – 0,3.

 2.jpg

 

В осенне-зимний период существует вероятность аварий на магистральных трубопроводах. Вероятность таких аварий в зимний период в среднем 0,3.

1.jpg

 

Октябрь – последний месяц пожароопасного периода. Возгорания в этот период возможны из-за наличия большого количества горючих материалов (сухого травостоя), способствовать распространению огня на значительные площади могут  порывистые ветры переменных направлений. Учитывая  метеорологические условия предшествующего пожароопасного периода, можно говорить о сохранении в октябре вероятности возгораний на уровне среднемноголетнего показателя. В среднем в этом месяце регистрируется около 10 возгораний, общей площадью около 60 га:

– свыше 2 возгораний возможны на территориях Кувандыкского, Беляевского и Гайского районов;

– до 1 возгорания возможны на территориях Бузулукского, Новоорского, Оренбургского, Илекского, Кваркенского и Октябрьского районов.

Прогнозируемые природные предпосылки чрезвычайных ситуаций в зимний период – это ураганные ветры и метели, сложные гололедно–изморозевые отложения, сильные морозы.

Возникновение чрезвычайных ситуаций, связанных с инфекционной заболеваемостью населения, на территории области, маловероятно.

Одной из актуальных природно-очаговых инфекций в Оренбургской области, остается геморрагическая лихорадка с почечным синдромом (ГЛПС). В прогнозируемый период возможен сезонный подъем заболеваемости населения геморрагической лихорадкой с почечным синдромом, количество заболевших людей может превысить среднемноголетние показатели. Основной причиной заболеваемости является увеличение численности мышевидных грызунов и их инфицированности вирусом ГЛПС.

Наибольшее количество заболевших ГЛПС ожидается в лесостепной зоне и в населенных пунктах близко расположенных к пойменным лесам. Для осеннего периода характерен полевой тип заболеваемости (уборка урожая, сельскохозяйственные работы, миграция грызунов в жилые дома). Осенне-зимний период делит первых пять мест по количеству заболевших ГЛПС.

В осенне-зимний период, в связи с наступлением холодного периода года ожидается сезонный подъем заболеваемости населения острыми респираторными вирусными заболеваниями (ОРВИ), гриппом. Уровень заболеваемости населения ОРВИ, может превысить эпидемиологические пороги по данным заболеваниям.

По среднемноголетним наблюдениям прогнозируется две волны подъема уровня заболеваемости ОРВИ: первая волна подъема заболеваемости ОРВИ с сентября по ноябрь, и вторая волна с середины января до середины марта (в связи с формированием детских коллективов в дошкольных учреждениях и учебных заведениях и погодными условиями).

В целях подготовки к предстоящему эпидемическому сезону 2016-2017 гг. планируется охватить прививками против гриппа не менее 40 % жителей области. В соответствии с национальным календарем профилактических прививок, за счет средств федерального бюджета, в области планируется привить против гриппа 660 тыс. человек среди наиболее уязвимых групп населения: детей дошкольного возраста, школьников, студентов, работников медицинских и образовательных учреждений, взрослого населения старше 60 лет, работников сферы обслуживания, транспорта, коммунальных учреждений, лиц с хроническими заболеваниями, беременных женщин и лиц, подлежащих призыву на военную службу. Для проведения прививок будут использованы эффективные и безопасные вакцины отечественного производства «Гриппол плюс», «Совигрипп» и «Ультрикс», в состав которых входят актуальные штаммы вирусов гриппа, рекомендуемые Всемирной организацией здравоохранения на эпидсезон 2016–2017 гг. Для этих целей поставлена первая партия вакцины «Гриппол плюс» для иммунизации детского населения и беременных женщин в объеме 96 тыс. доз или 35,5 % от заявленного количества и 246 тыс. доз вакцин «Совигрипп» и «Ультрикс» – для иммунизации взрослых (60,6 %).

Возможны вспышки острых кишечных инфекций в организованных коллективах.

Сохраняется вероятность возникновения ЧС, обусловленных завозом и распространением экзотических инфекций, в связи с сохраняющимся эпидемиологическим неблагополучием в мире, интенсификацией международного туризма и миграционных потоков из разных регионов мира, увеличением притока в Россию иностранных рабочих.

На предстоящий период возможно ухудшение эпизоотической ситуации за счет увеличения неблагополучных пунктов по бешенству животных. Среднемноголетний показатель неблагополучных пунктов по бешенству животных в осенне-зимний период – 42. В прогнозируемый период количество неблагополучных пунктов будет меньше среднемноголетних показателей.

Возможны локальные очаги лейкоза крупного рогатого скота.Сохраняется вероятность возникновения и распространения африканской чумы свиней, существует риск возникновения гриппа птиц на территории области.

 

 

3. Вероятностный прогноз аномалий средней месячной температуры воздуха на отопительный период с октября 2016 года по март 2017 года

 

Cредняя многолетняя (норма) температура воздуха октября составляет 4,4°С, среднемесячная температура ожидается выше нормы.

Средняя многолетняя (норма) температура  воздуха  ноября составляет (4,3)°С, среднемесячная температура в ноябре ожидается близко к норме.

Средняя многолетняя (норма) температура воздуха декабря (-10)°С. Температурный фон предполагается  около нормы.

Средняя многолетняя (норма) температура воздуха января (-13,6)°С. Среднемесячная температура воздуха ожидается немного ниже нормы.

Средняя  многолетняя (норма) температура воздуха февраля (-13,2)°С, температура воздуха ожидается близкой к средним многолетним значениям.

Средняя многолетняя (норма) температура воздуха марта (-6,8)°С,  температурный фон предполагается  выше нормы.

4. Подготовка к отопительному сезону 2016–2017 гг.

Работы по подготовке объектов жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и социальной сферы к осенне-зимнему периоду 2016/2017 гг. выполняются в соответствии с постановлением Правительства Оренбургской области от 15.06.2016 № 422-п «О подготовке жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы к работе в осенне-зимний период 2016/2017 года», которым утвержден план подготовки объектов ЖКХ и социальной сферы к осеннее-зимнему периоду (далее – ОЗП).

Указом Губернатора от 11.06.2008 № 77-ук создана областная межведомственная комиссия по подготовке объектов ЖКХ и социальной сферы к ОЗП (корректировка - Указ губернатора от 29.09.2011 № 718-ук). В состав комиссии входит представитель Главного управления МЧС России по Оренбургской области.

Во всех муниципальных образованиях области созданы и работают комиссии по оценке готовности к отопительному сезону.

С начала подготовительного периода областной межведомственной комиссией проведены 5 селекторных совещаний с участием руководителей муниципальных образований, предприятий ЖКХ, организаций социальной сферы. Возникающие проблемные вопросы решаются оперативно в рабочем порядке.

В настоящее время сформирован нормативный запас материально-технических ресурсов за счет областных средств на 23,8 млн. рублей- 70 % (норма 26,4 млн. рублей), за счет средств муниципальных образований и предприятий ЖКХ на 117,9 млн. рублей – 99 % (норма 119,3 млн. рублей).

Правительством Оренбургской области на модернизацию и капитальный ремонт объектов коммунальной инфраструктуры за период 2013-2016 гг. выделено 1 458,4 млн. рублей.

Проведение подготовительных работ идет в соответствии с графиками.

По состоянию на 12 сентября т.г. подготовлен жилой фонд на 97 %, в том числе 96 % многоквартирных домов.

Реализация данных мероприятий способствует  повышению энергоэффективности, а также устранению потерь, снижению аварийности, физического износа оборудования и инженерных коммуникаций коммунального хозяйства области, что обеспечивает надежность прохождения предстоящего отопительного сезона.

В текущем году планируется ввести в эксплуатацию 22 котельные и закрыть 12 убыточных котельных. Реализация данных мероприятий направлена на обеспечение надежности прохождения отопительного сезона.

Все отопительные котельные переведены на природный газ и к началу отопительного сезона заготавливается только резервное топливо (топочный мазут). Для бесперебойной работы котельных заготовлено 75 тыс. тонн топочного мазута, что составляет 100 %.

На территориях муниципальных образований области готовы к работе 108 стационарных и 276 передвижных резервных источников электроснабжения мощностью от 5 до 500 кВт. В котельные и мини-котельные, не имеющие резервное электроснабжение, поставляются передвижные источники электроснабжения из специализированных организаций на договорной основе. 41 % котельных имеют второй независимый ввод электроснабжения.

Территориальное распределение передвижных резервных источников электроснабжения составляет: Центральная зона - 81 ед., Восточная зона - 69 ед., Западная - 126 ед.

Основной проблемой остается задолженность за потребленные теплоэнергоресурсы. Общий долг предприятий ЖКХ за потребленные энергоресурсы составляет 739,1 млн. руб., из них:

за газ – 288,7 млн. руб.;

за электроэнергию – 241,7 млн. руб.;

за теплоэнергию – 208,7 млн. руб.

В соответствии с Приказом Минэнерго России от 12.03.2013 № 103 «Об утверждении Правил оценки готовности к отопительному периоду» установлены сроки оформления паспортов готовности:

для потребителей тепловой энергии - до 15 сентября;

для теплоснабжающих и тепловых организаций - до 1 ноября;

для муниципальных образованийдо 15 ноября.

На объектах ЖКХ для проведения аварийно-восстановительных работ в осенне-зимний период 2016/2017 гг. созданы аварийно-восстановительные бригады, укомплектованные оборудованием, транспортными средствами. В муниципальных образованиях и на объектах топливно-энергетического комплекса созданы планы-графики проведения тренировок по организации взаимодействия служб по ликвидации возможных аварийных ситуаций.

На предприятиях ЖКХ действуют дежурно-диспетчерские службы, взаимодействующие с ЕДДС муниципального образования.

За истекший период подготовки объектов ЖКХ и топливно-энергетического комплекса аварийных и чрезвычайных ситуаций не возникало.

Подготовка объектов ЖКХ и ТЭК на 12.09.2016:

 

 


Наименование объектов ЖКХ

Всего

Необходимо подготовить

Подготовлено для работы в зимних условиях

Процент выполнения задания

Котельные

2530

2530

2404

95%

ТЭЦ

6

6

6

100%

ГРЭС

1

1

1

100%

ДЭС

276

276

276

100%

Теплосети

 

 

 

 

всего, км

2448,5

2448,5

2399,5

98%

в т.ч. ветхие, км

46,0

46,0

43,2

94%

Тепловые насосные станции

11

11

10

91%

ЦТП

202

202

196

97%

Водозаборы

1416

469

446

95%

Очистные станции

8

8

8

100%

Водопроводы

 

 

 

 

всего, км

10897,0

3632,3

3487,0

96%

в т.ч. ветхие, км

2179,4

91,7

83,4

91%

Насосные станции водопровода

103

103

101

98%

Электрические сети

 

 

 

 

всего, км

45833

467,5

466,1

99,7%

в т.ч. ветхие, км

467,5

396,1

379,9

95,9%

Трансформаторные подстанции

11672

2517

2509

99,7%