banner_ekst.jpg
Прогноз циклических чрезвычайных си... 

Прогноз циклических чрезвычайных ситуаций на осенне-зимний период 2017 – 2018 годов

1. Анализ отопительного сезона 2016–2017 гг.

Работы по подготовке объектов жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и социальной сферы к осенне-зимнему периоду 2016/2017 гг. выполнялись в соответствии с постановлением Правительства Оренбургской области от 15.06.2016 № 422-п «О подготовке жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы к работе в осенне-зимний период 2016/2017 года», которым утвержден план подготовки объектов ЖКХ и социальной сферы к осенне-зимнему периоду (далее – ОЗП).

Указом Губернатора от 11.06.2008 № 77-ук создана областная межведомственная комиссия по подготовке объектов ЖКХ и социальной сферы к ОЗП (корректировка - Указ губернатора от 29.09.2011 № 718-ук). В состав комиссии входит представитель Главного управления МЧС России по Оренбургской области.

Во всех муниципальных образованиях области были созданы комиссии по оценке готовности к отопительному сезону.

Контроль за подготовкой объектов жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы осуществляло министерство строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области.

Был сформирован аварийный запас материально-технических ресурсов за счет средств областного бюджета на 26 млн. рублей за счет средств муниципальных образований и предприятий ЖКХ области на общую сумму 119,3 млн. рублей.

Все отопительные котельные переведены на природный газ и к началу отопительного сезона заготавливается только резервное топливо (топочный мазут). Для бесперебойной работы котельных заготовлено 75 тыс. тонн топочного мазута, что составляет 100 %.

Кроме того, наличие на территории Оренбургской области предприятий нефтегазодобывающей отрасли обеспечивает возможность пополнения топливных ресурсов в течение отопительного сезона.

На территориях муниципальных образований области готовы к работе 108 стационарных и 276 передвижных резервных источников электроснабжения мощностью от 5 до 500 кВт. В котельные и мини-котельные, не имеющие резервное электроснабжение, поставляются передвижные источники электроснабжения из специализированных организаций на договорной основе.

Территориальное распределение передвижных резервных источников электроснабжения составляет: Центральная зона - 81 ед., Восточная зона - 69 ед., Западная зона - 126 ед.

Основной проблемой оставалась задолженность за потребленные теплоэнергоресурсы.

На объектах ЖКХ для проведения аварийно-восстановительных работ в осенне-зимний период были созданы аварийно-восстановительные бригады, укомплектованные оборудованием, транспортными средствами. В муниципальных образованиях и на объектах топливно-энергетического комплекса тренировки по организации взаимодействия служб по ликвидации возможных аварийных ситуаций были проведены в соответствии с планами-графиками.

На предприятиях ЖКХ действуют дежурно-диспетчерские службы, взаимодействующие с ЕДДС муниципального образования.

В соответствии с графиком совместных тренировок ФКУ «ЦУКС ГУ МЧС России по Оренбургской области» с ЕДДС муниципальных образований, утвержденным первым вице-губернатором Оренбургской области, проводились тренировки на тему «Действия органов управления ОТП РСЧС при возникновении аварий на системах ЖКХ».

За истекший период подготовки объектов ЖКХ и социальной сферы чрезвычайных ситуаций не возникало.

Готовность объектов ЖКХ и социальной сферы в прошедшем сезоне представлена в таблице 1.

                                                                                                                                                                            Таблица 1.

Наименование объектов ЖКХ

Всего

Необходимо подготовить

Подготовлено для работы в зимних условиях

Процент выполнения задания

Котельные

2530

2530

2530

100%

ТЭЦ

6

6

6

100%

ГРЭС

1

1

1

100%

ДЭС

276

276

276

100%

Теплосети

всего, км

2448,5

2448,5

2448,5

100%

в т.ч. ветхие, км

46,0

46,0

46,0

100%

Тепловые насосные станции

11

11

11

100%

ЦТП

202

202

202

100%

Водозаборы

1416

469

469

100%

Очистные станции

8

8

8

100%

Водопроводы

всего, км

10897,0

3632,3

3632,3

100%

в т.ч. ветхие, км

2179,4

91,7

91,7

100%

Насосные станции водопровода

103

103

103

100%

Электрические сети

всего, км

45833

1824,2

1824,2

100%

в т.ч. ветхие, км

467,5

467,5

467,5

100%

Трансформаторные подстанции

11672

2517

2517

100%


Приказом Минэнерго России от 12.03.2013 № 103 утверждены Правила оценки готовности к отопительному периоду. По результатам работы комиссий – 100 % потребителей, теплоснабжающих и теплосетевых организаций, а также муниципальные образования получили паспорта готовности.

За истекший осенне-зимний период в коммунальном хозяйстве были зарегистрированы аварии, не достигшие критериев чрезвычайных ситуаций. (таблица 2).

Таблица 2.

Сведения о количестве аварийных ситуаций в период с октября 2016 по

март 2017 года на территории Оренбургской области

по сравнению с периодом октябрь 2015 года по март 2016 года

 

Анализируемый период отопительного сезона

Количество аварийных ситуаций/

количество аварий за аналогичный период прошлого года

на системах газоснабжения

на системах водоснабжения

на системах электроснабжения

централизованного теплоснабжения

Октябрь

0 (АППГ – 0)

4 (АППГ – 3)

2 (АППГ – 4)

4 (АППГ – 1)

Ноябрь

0 (АППГ – 0)

6 (АППГ – 1)

8 (АППГ – 9)

1 (АППГ – 0)

Декабрь

3 (АППГ – 0)

6 (АППГ – 5)

1 (АППГ – 2)

2 (АППГ – 0)

Январь

2 (АППГ – 0)

10 (АППГ – 2)

14 (АППГ – 3)

0 (АППГ – 2)

Февраль

0 (АППГ – 1)

0 (АППГ – 4)

2 (АППГ – 6)

1 (АППГ – 0)

Март

1 (АППГ – 4)

1 (АППГ – 6)

0 (АППГ – 8)

0 (АППГ – 0)

 

Эпидемиологическая обстановка на территории области в осенне-зимний период 2016-2017 года оставалась стабильной. ЧС биолого-социального характера не зарегистрировано.

Эпидемический подъём заболеваемости гриппом и ОРВИ в эпидсезон 2016-2017 гг., был средней интенсивности. В рамках подготовки к эпидсезону гриппа и ОРВИ 2016-2017 гг. было вакцинировано против гриппа с учетом всех источников финансирования более 761 тыс. человек или 38,1 % от численности населения области против 31,9 % в 2015 году.

Эпизоотическая ситуация была стабильной, ЧС, обусловленных заболеваниями животных не зарегистрировано. В прошедший период  количество неблагополучных пунктов по бешенству животных снизилось относительно прошлого года и среднемноголетних показателей (рисунок 1).

2.png







Рис.1

2. Прогноз циклических ЧС на территории Оренбургской области

на осенне-зимний период 2017 – 2018 гг.

Анализ базы данных и прогнозных таблиц вероятностей возникновения чрезвычайных ситуаций показывает, что в прогнозируемый период территория Оренбургской области в меньшей степени подвержена ЧС природного и биолого-социального характера. В осенне-зимний период регистрируется в среднем около 4 ЧС техногенного характера, до одной ЧС природного характера и до одной ЧС биолого-социального характера.

Анализ статистической информации о количестве пожаров техногенного характера показывает, что максимум таких пожаров приходится на октябрь, по-прежнему он занимает первое место в разрезе года (рисунок 2). В октябре с вероятностью близкой к 100% пожары прогнозируются на территориях: Бузулукского, Кувандыкского, Оренбургского, Переволоцкого, Сакмарского, Саракташского, Соль-Илецкого и Сорочинского районов; г.Бузулук, г.Новотроицк, г.Орск и г.Оренбург.

1.png












Рис. 2

На отопительный период приходится пожарный максимум на объектах экономики (рисунок 3). Первое место занимает март, второе место занимают январь и февраль. Вероятность возникновения таких пожаров в марте около 70%. По статистике последних 10 лет с вероятностью более 10% такие случаи возможны на территориях: г.Оренбург, г. Орск, г.Бузулук, г.Новотроицк и Новоорского района.

3.png












Рис. 3

Неблагоприятные метеорологические явления осенне-зимнего сезона и технологический износ объектов жизнеобеспечения обуславливают высокую вероятность чрезвычайных ситуаций, вызванных авариями на коммунальных системах (рисунок 4). По негативным последствиям таких аварий холодный период года сохраняет свои лидирующие позиции. Аварийное отключение систем жизнеобеспечения в отопительный период опасно не столько материальным ущербом, сколько нарушением условий жизнедеятельности населения.

4.png










Рис. 4

В осенне-зимний период существует риск возникновения чрезвычайных ситуаций на транспорте. На транспортных сообщениях перерывы в движении могут быть обусловлены выпадением сильного снега и низкими температурами.

Происшествия на железно-дорожном транспорте в осенне-зимние месяцы имеют вероятность 10-30%. Два месяца осенне-зимнего периода – октябрь и ноябрь, занимают второе место из четырех в разрезе года. С вероятностью: свыше 30% такие происшествия возможны на территории г.Оренбург; около 30% – г.Орск и Асекеевского района; 10% – Абдулинского, Оренбургского, Сакмарского, Тюльганского и Курманаевского районов.

Существует вероятность аварий и происшествий на воздушном транспорте. Такие аварии в прогнозируемый период вероятны: в декабре с вероятностью 30% (второе место из пяти в разрезе года); ноябре, феврале и марте с вероятностью 10% (четвертое место из пяти). Январь и октябрь – с одинаково малой вероятностью таких происшествий, располагаются на последнем пятом месте.

В осенне-зимний период наблюдается уменьшение общего количества ДТП с гибелью людей (рисунок 5). Но дорожно-транспортные происшествия с тяжкими последствиями, достигающими критериев ЧС, в этот период имеют высокую вероятность возникновения. Наряду с летними месяцами – июнь и август, январь находится на первом месте, в январе зарегистрированы 7 таких ЧС, вероятность составляет – 70%.

5.png













Рис.5

В осенне-зимний период не исключается вероятность аварий на магистральных трубопроводах (рисунок 6). Вероятность таких аварий в зимний период от 20% до 40%. Среди холодных месяцев февраль имеет наибольшую вероятность по таким происшествиям и занимает второе место в разрезе года.

6.png










Рис.6

Октябрь – последний месяц пожароопасного периода. Учитывая погодные условия предшествующего пожароопасного периода, можно говорить о сохранении в октябре вероятности возгораний не выше среднемноголетнего показателя. В октябре в среднем регистрируются около 10 возгораний:

– свыше 2 возгораний возможны на территориях Кувандыкского, Беляевского и Гайского районов;

– до 1 возгорания возможны на территориях Бузулукского, Новоорского, Оренбургского, Илекского, Кваркенского и Октябрьского районов.

Прогнозируемые природные предпосылки чрезвычайных ситуаций в зимний период – это ураганные ветры и метели, сложные гололедно–изморозевые отложения, сильные морозы.

Возникновение чрезвычайных ситуаций, связанных с инфекционной заболеваемостью населения, на территории области, маловероятно.

Одной из актуальных природно-очаговых инфекций в Оренбургской области, по-прежнему остается геморрагическая лихорадка с почечным синдромом (ГЛПС). В прогнозируемый период возможен сезонный подъем заболеваемости населения геморрагической лихорадкой с почечным синдромом, количество заболевших людей не превысит среднемноголетние показатели. Основной причиной заболеваемости является численность мышевидных грызунов и их инфицированности вирусом ГЛПС.

Наибольшая вероятность увеличения числа случаев заболеваний ГЛПС на территориях активно действующих природных очагов: Оренбургский, Илекский, Ташлинский, Новосергиевский, Бугурусланский, Бузулукский, Кувадыкский, Тюльганский, Сорочинский районы.

Для осеннего периода характерен полевой тип заболеваемости (уборка урожая, сельскохозяйственные работы, миграция грызунов в жилые дома). Наибольшее количество заболевших прогнозируется в ноябре, декабре.

В осенне-зимний период, в связи с наступлением холодного периода года ожидается сезонный подъем заболеваемости населения острыми респираторными вирусными заболеваниями (ОРВИ), гриппом. По среднемноголетним наблюдениям возможны две волны подъема уровня заболеваемости ОРВИ: первая волна подъема заболеваемости ОРВИ с октября по ноябрь, и вторая волна с середины января до середины марта (в связи с формированием детских коллективов в дошкольных учреждениях и учебных заведениях и погодными условиями).

Возможны вспышки острых кишечных инфекций в организованных коллективах.

Сохраняется вероятность возникновения ЧС, обусловленных завозом и распространением экзотических инфекций, в связи с сохраняющимся эпидемиологическим неблагополучием в мире, интенсификацией международного туризма и миграционных потоков из разных регионов мира, увеличением притока в Россию иностранных рабочих.

На предстоящий период возможно ухудшение эпизоотической ситуации за счет увеличения неблагополучных пунктов по бешенству животных. Среднемноголетний показатель неблагополучных пунктов по бешенству животных в осенне-зимний период – 39. В прогнозируемый период количество неблагополучных пунктов будет меньше среднемноголетних показателей.

Возможны локальные очаги лейкоза крупного рогатого скота. Сохраняется вероятность возникновения и распространения африканской чумы свиней, существует риск возникновения гриппа птиц на территории области.

Существует вероятность заноса вируса ящура. Импорт запрещенной сельхозпродукции повышает риск завоза в РФ опасных карантинных, вредных организмов.

3. Вероятностный прогноз аномалий средней месячной температуры воздуха на отопительный период с октября 2017 года по март 2018 года

Cредняя многолетняя (норма) температура воздуха октября составляет 4,4°С, среднемесячная температура предполагается выше нормы.

Средняя многолетняя (норма) температура  воздуха  ноября составляет (-4,3)°С, среднемесячная температура вноябре ожидается немного ниже среднемноголетней.

Средняя многолетняя (норма) температура воздуха декабря (-10)°С. Температурный фон предполагается около нормы.

Средняя многолетняя (норма) температура воздуха января (-13,6)°С. Среднемесячная температура воздуха ожидается близкой к норме.

Средняя  многолетняя (норма) температура воздуха февраля (-13,2)°С, температура воздуха ожидается немного ниже нормы.

Средняя многолетняя (норма) температура воздуха марта (-6,8)°С, температурный фон предполагается выше нормы.

4. Подготовка к отопительному сезону 2017–2018 гг.

Работы по подготовке объектов жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и социальной сферы к осенне-зимнему периоду 2017/2018 гг. выполняются в соответствии с постановлением Правительства Оренбургской области от 09.06.2017 года за № 401-п «О подготовке жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы к работе в осенне-зимний период 2017/2018 года», которым утвержден план подготовки объектов ЖКХ и социальной сферы к осеннее-зимнему периоду (далее – ОЗП).

Указом Губернатора от 11.06.2008 № 77-ук создана областная межведомственная комиссия по подготовке объектов ЖКХ и социальной сферы к ОЗП (с изменениями). В состав комиссии входит представитель Главного управления МЧС России по Оренбургской области.

Во всех муниципальных образованиях области созданы и работают комиссии по оценке готовности к отопительному сезону (табл. 3).

Для формирования аварийного запаса материально-технических ресурсов запланировано выделение средств из бюджета муниципальных образований и предприятий жилищно-коммунального хозяйства в размере 137,3 млн. руб. В настоящее время освоено 134,6 млн. руб. (98 %). Из бюджета Оренбургской области  запланировано выделение 21,41 млн. рублей. В настоящее время освоено 19,8 млн. руб. (92 %).

Все отопительные котельные переведены на природный газ и к началу отопительного сезона заготавливается только резервное топливо (топочный мазут). В настоящее время запас резервного жидкого топлива для ТЭЦ и котельных  (в емкостях на котельных и по договору на складских хранилищах топливных компаний) составляет 100 % от нормативного запаса - 75,244 тыс. тонн.

На территориях муниципальных образований области готовы к работе 108 стационарных и 314 передвижных резервных источников электроснабжения мощностью от 5 до 500 кВт. В котельные и мини-котельные, не имеющие резервное электроснабжение, поставляются передвижные источники электроснабжения из специализированных организаций на договорной основе 41 % котельных имеют вторые независимые вводы электроснабжения.

На объектах ЖКХ для проведения аварийно-восстановительных работ в осенне-зимний период 2017/2018 гг. созданы аварийно-восстановительные бригады, укомплектованные оборудованием, транспортными средствами. В муниципальных образованиях и на объектах топливно-энергетического комплекса разработаны планы-графики проведения тренировок по организации взаимодействия служб по ликвидации возможных аварийных ситуаций.

В целях подготовки к осенне-зимнему пожароопасному периоду 2017/2018 гг. приказом Главного управления от 4 сентября 2017 года № 558 утвержден комплекс соответствующих профилактических мероприятий.

Кроме того, в адрес Правительства Оренбургской области направлены предложения о необходимости рассмотрения вопросов о мерах по обеспечению пожарной безопасности и защите населений и территорий от ЧС в осенне-зимний период 2017/2018 гг. на заседании КЧС и ОПБ области. Данное заседание запланировано на сентябрь 2017 года.

В адрес глав городских округов и муниципальных районов Оренбургской области направлены предложения по подготовке к осенне-зимнему периоду 
2017/2018 гг. с комплексом превентивных мероприятий, направленных на обеспечение пожарной безопасности на территории населенных пунктов.

На уровне Правительства области и муниципальных образований созданы межведомственные комиссии по выработке решений, направленных на предупреждение, ликвидацию и минимизацию последствий чрезвычайных ситуаций, связанных с эксплуатацией газового оборудования.

С ноября 2016 года межведомственными комиссиями, в которых задействовано 494 человека, проведено 923 рейдовых осмотра. В результате проведенных профилактических мероприятий обследовано 14863 многоквартирных дома и 724 объекта социальной сферы, а также проинструктировано 174718 человек с вручением памяток.

                                                                                              Таблица 3.

Наименование объектов ЖКХ

Всего

Необходимо подготовить

Подготовлено для работы в зимних условиях

Процент выполнения задания

Котельные

2530

2530

2404

95%

ТЭЦ

6

6

6

100%

ГРЭС

1

1

1

100%

ДЭС

276

276

276

100%

Теплосети

всего, км

2448,5

2448,5

2399,5

98%

в т.ч. ветхие, км

46,0

46,0

43,2

94%

Тепловые насосные станции

11

11

10

91%

ЦТП

202

202

196

97%

Водозаборы

1416

469

446

95%

Очистные станции

8

8

8

100%

Водопроводы

всего, км

10897,0

3632,3

3487,0

96%

в т.ч. ветхие, км

2179,4

91,7

83,4

91%

Насосные станции водопровода

103

103

101

98%

Электрические сети

всего, км

45833

467,5

466,1

99,7%

в т.ч. ветхие, км

467,5

396,1

379,9

95,9%

Трансформаторные подстанции

11672

2517

2509

99,7%