Цель долговой политики – развитие Оренбургской области
Цель долговой политики – развитие Оренбургской области
Управление государственным долгом Оренбургской области является одним из важных компонентов системы управления финансовыми средствами Оренбургской области.
Эффективное управление государственным долгом означает не только отсутствие просроченных долговых обязательств, но и, прежде всего, создание прозрачной системы управления с использованием четких процедур и механизмов и публичного раскрытия информации о долговой политике Оренбургской области.
Под долговой политикой понимается процесс разработки и практической реализации стратегии управления государственными заимствованиями в целях поддержания объема долга на экономически безопасном уровне, минимизации стоимости его обслуживания и равномерного распределения во времени связанных с долгом платежей.
По оценкам Министерства финансов Российской Федерации, доходы регионов в целом по РФ выросли на 1% , а расходы увеличиваются на 6-7%. На фоне такой ситуации совершенно логичным выглядит нарастание дефицита, финансирование которого необходимо осуществлять посредством увеличения государственного долга.
Традиционно долговыми инструментами в системе управления государственным долгом являются:
- кредиты кредитных организаций;
- выпуск государственных ценных бумаг;
- государственные гарантии;
- бюджетные кредиты из федерального бюджета.
Одним из инструментов финансирования дефицита бюджета и погашения долговых обязательств области являются кредиты кредитных организаций.
Среди кредитов кредитных организаций выделяют кредиты на срок и кредитные линии. При кредите на срок заемщик единовременно и единоразово привлекает денежные средства и по истечении установленного срока выплачивает полученный займ и проценты за все время пользования кредитом. Выдача денежных средств в рамках кредитной линии может осуществляться частями (траншами) и неоднократно.
В настоящее время Правительство области использует среднесрочные возобновляемые кредитные линии в банках, которые в отличие от обычного кредита позволяют путем оперативного управления займом минимизировать расходы бюджета (когда возникает потребность – привлекаем, при наличии свободных средств – погашаем). В итоге сроки кредитования не превышают 90 дней.
Как сказано ранее, главное преимущество кредитных линий по сравнению с кредитами – это возможность сэкономить на процентах. Данная схема заимствований позволила в 2012 году при фактической оплате расходов на обслуживание государственного долга за пользование кредитами в размере 39,9 млн. рублей сэкономить сумму расходов на обслуживание государственного долга в размере 112,8 млн. рублей. В 2013 году бюджет не привлекал все имеющиеся кредиты на целый год, а использовал их по мере необходимости, заплатив за них 47,3 млн. рублей, сэкономив бюджетные средства в размере 78,3 млн. рублей. Стоит отметить, что сумму расходов на обслуживание долга одного сэкономленного дня можно сравнить с бюджетом одного сельского совета.
Преимуществами государственных займов, осуществляемых путем выпуска ценных бумаг, являются рыночный способ размещения и обращения и конкурентный механизм ценообразования. Причем сама процедура размещения облигационного займа и бюджетные показатели региона-эмитента проверяются и находятся под контролем государства. Условия эмиссии облигаций Оренбургской области были успешно зарегистрированы Министерством финансов Российской Федерации.
Заимствования на организованном рынке ценных бумаг осуществляются для создания гибкой системы управления государственным долгом, диверсификации долгового портфеля, использования достоинств облигационного займа как инструмента привлечения средств и аккумулирования средств наиболее широкого круга инвесторов.
Этот новый, по сути, для области инструмент позволил привлечь необходимые средства на выполнение важных инвестиционных проектов, социальных и демографических федеральных и региональных инициатив. Изменение политики межбюджетных отношений со стороны федерального центра заставило прибегнуть к самому публичному, стабильному и долгосрочному источнику заемных средств - государственным облигациям. Правильно сконструированный облигационный заем позволяет эмитенту привлекать средства на пять и более лет, и тем самым точнее перераспределять долговую нагрузку.
Наращивание объема долговых обязательств в форме облигационных выпусков обусловлено необходимостью диверсификации заимствований, удлинения срочности долга, декларируемым Министерством финансов Российской Федерации сокращением объема предоставления бюджетных кредитов.
Другое преимущество - облигационные заимствования создают кредитную историю и повышают рейтинг региона – эмитента, а значит, способствуют росту популярности обязательств среди потенциальных инвесторов, кредиторов и контрагентов. Все это в итоге позволяет размещать новые займы на более выгодных условиях.
Крайне важно, что за короткий срок обращения ценные бумаги Оренбургской области включены в Ломбардный список Банка России, что позволяет их владельцам использовать облигации области в качестве обеспечения для получения кредитов Центрального банка Российской Федерации.
Выпуск облигаций и полученный рейтинг позволил области заявить о себе на широком федеральном уровне, увеличить узнаваемость региона для внешних инвесторов, цитируемость событий области в средствах массовой информации.
В результате этого в область приходят крупные иностранные инвесторы. Среди них американская компания «Джон Дир» (John Deere), открывшая производственную площадку в Оренбуржье.
Открытие завода «Джон Дир» закладывает возможности для создания в Оренбурге промышленного кластера сельскохозяйственного машиностроения. Так, один из поставщиков «Джон Дир» – испанская компания «Беллота Агрисолюшнс» (BELLOTA AGRISOLUTIONS) намерена открыть производственную площадку в Оренбурге. Компания специализируется на производстве запасных частей к сельскохозяйственной технике для подготовки почвы и посевных работ.
Кроме того, итальянский инвестор «Кремонини групп» в Саракташском районе ведет строительство убойного производства крупного рогатого скота. Здесь планируется создание вертикально интегрированной системы: от убоя крупного рогатого скота до переработки и реализации мясных полуфабрикатов.
Успешно дебютировать на рынке внутренних займов области позволил растущий кредитный рейтинг (процедура наблюдения проводится с 2011 года). В конце 2012 года рейтинговое агентство Fitch Ratings изменило прогноз по долгосрочным рейтингам Оренбургской области в иностранной и национальной валюте со «Стабильного» на «Позитивный» и подтвердило эти рейтинги на уровне «BB». «Позитивный» прогноз отражает улучшение исполнения бюджета Оренбургской области, умеренный прямой риск и сильную способность самостоятельно финансировать капитальные расходы. В октябре 2013 года Fitch Ratings подтвердило долгосрочные рейтинги Оренбургской области на уровне «BB» и подтвердило прогноз по долгосрочным рейтингам – «Позитивный». Регион по мнению рейтингового агентства имеет высокую способность по самостоятельному финансированию своих расходов.
Рассматривая вопрос о покупке облигации, инвестор может проверить, отвечает ли ее кредитный рейтинг уровню кредитного риска, который инвестор считает допустимым. Кредитный рейтинг – это мнение независимых специалистов о кредитоспособности области, а также о кредитном качестве ее долговых обязательств, который упрощает процесс выпуска и размещения облигаций и других долговых обязательств, поскольку обеспечивает эффективную, всеми признанную и давно используемую меру измерения кредитного риска.
Регион использует все возможности получения бюджетных кредитов из федерального бюджета по причине наименьшей стоимости их обслуживания. Но такие заемные средства жестко ограничены по объему и ограничивают самостоятельность областного бюджета в проведении финансовой политики.
Бюджетные кредиты имеют целевое направление и обусловлены целым рядом условий и ограничений в их использовании, необходимостью согласования с федеральным центром вносимых в бюджет изменений.
Активно данный долговой инструмент использовался в 2010-2011 годах. В этот период в область были привлечены бюджетные кредиты на ликвидацию последствий засухи 2010 года в объеме 2,8 млрд. рублей, на строительство и ремонт дорог в общей сумме 0,7 млрд. рублей, на частичное покрытие дефицита – 0,3 млрд. рублей. В настоящее время благодаря усилиям Губернатора области и обращениям глав других регионов, входящих в Приволжский федеральный округ, выплата кредитов, полученных на ликвидацию последствий засухи по принятому решению Правительства Российской Федерации, отсрочена до 2032 года.
В документах, посвященных бюджетной и долговой политике, принимаемых Министерством финансов Российской Федерации, предусматривается последовательное сокращение поддержки региональных бюджетов за счет бюджетных кредитов и переход к преимущественному использованию рыночных механизмов покрытия дефицитов бюджетов субъектов Российской Федерации, к самостоятельному поиску регионами альтернативных источников кредитных ресурсов.
Стоит отметить, что долговая политика области осуществляется в строгом соответствии с требованиями действующего бюджетного законодательства. Объем долговых обязательств не превышает 50% максимально установленного законом порога. Расходы на обслуживание государственного долга составляют 1% расходов областного бюджета при нормативно допустимых 15%. Взвешенная долговая политика, проводимая Правительством Оренбургской области в условиях ограниченности финансовых ресурсов, позволяет обеспечить сбалансированность и устойчивость областного бюджета, сохранить объем и структуру государственного долга Оренбургской области на экономически безопасном уровне при неукоснительном соблюдении требований к объему государственного долга и расходам на его обслуживание, установленных бюджетным законодательством.
По объему долговой нагрузки Оренбургская область занимает 10 место из 14 субъектов Приволжского федерального округа и 43 место из 83 субъектов Российской Федерации.
Активное управление государственным долгом позволяет региону использовать привлечение дополнительных ресурсов для реализации целого ряда крупномасштабных проектов, в том числе на строительство и реконструкцию автомобильных дорог на территории области; строительство и реконструкцию объектов здравоохранения, культуры, зданий школ и детских садов; на осуществление мероприятий по газификации отдельных районов области; на выплату субвенций муниципальным образованиям на предоставление мер социальной поддержки ветеранов труда, многодетным семьям, детям-сиротам; на выплату ежемесячного пособия на ребенка; финансирование объектов инвестиционной программы; на совершенствование организации питания учащихся в общеобразовательных учреждениях Оренбургской области; на организацию отдыха и оздоровление детей, укрепление материально-технической базы медицинских учреждений.
Последовательное повышение инвестиционной привлекательности региона, применение различных долговых инструментов и активная работа с инвесторами позволяют обеспечивать оптимальную структуру государственного долга с точки зрения длины и стоимости привлекаемых ресурсов. Это в свою очередь дает возможность региону осуществлять приоритетную реализацию инвестиционных проектов в соответствии со Стратегией развития Оренбургской области до 2020 года и на период до 2030 года.
Привлекаемые областью средства вкладываются в человека, в том числе, направляются на выполнение указов Президента Российской Федерации, на модернизацию общественной инфраструктуры, на повышение эффективности деятельности государственных учреждений, оказывающих услуги населению, на оказание помощи муниципальным образованиям в реализации их полномочий, направленных на решение вопросов максимально приближенных к нуждам граждан.
Долговая политика, проводимая Правительством области, подчинена одной цели – устойчивое развитие родного края, не стоять на месте, пассивно ожидая улучшения жизни по воле внешних обстоятельств, а двигаться вперед, самостоятельно создавая задел на будущее развитие экономики и социальной сферы региона.